Писатель и литературовед Олжас Сулейменов считает, что поспешный переход казахского языка на латиницу может создать массу новых проблем.
В первую очередь, отметил Сулейменов в интервью порталу Sputnik, может пострадать развитие трехъязычия в Казахстане.
— На мой взгляд, если поторопиться с латиницей, это может помешать скорости развития нашего народа. Сейчас в стране осуществляется очень хороший проект — трехъязычие. Новое поколение будет, безусловно, идти в школах по этому пути. И оно усвоит классическую международную латиницу, пользуясь которой можно приобщиться к достижениям мировой науки и техники, — подчеркнул писатель.
По его мнению, алфавит должен быть сопряжен с языком, тогда как подражание узбекской, туркменской или азербайджанской латинице не приведет к ожидаемому прогрессу.
Кириллица же при этом имеет очень серьезное достоинство — она является общим культурным достижением славян и тюрков кипчакской группы
— Кириллицу надо осознать как ценность, от этой ценности отказываться нельзя. И об этом я писал в книге «Тюрки в доистории». Она вышла в 2001 году, Академия наук эту книгу наградила премией Культегина, но, видимо, не прочла. Иначе давно этот вопрос был бы прояснен и обсуждался в научных кругах. Но этих кругов я не вижу тоже, — сказал Олжас Сулейменов.
Он пояснил, что такие буквы, как «ж» и «з» являются изобретением кипчаков, в древнетюркском орхоно-енисейском алфавите их нет.
— В 1929 году мы однажды попробовали перейти на латиницу. В то время мы подражали Ататюрку, прогрессивному деятелю, который, стремясь выйти из-под эгиды ислама и приблизиться к Европе, заменил арабский алфавит на латинский. Но проблема была в том, что латинский пришел без языка, просто как механический набор знаков, — добавил Сулейменов.
Писатель отметил, что борьба между латиницей и кириллицей характерна для всего мира. Сегодня в это соревнование алфавитов вступает арабская вязь и китайские иероглифы. Сулейменов уверен, что пока есть время на раздумья, нужно взвесить все «за» и «против» относительно перехода на латинский алфавит.
— Не только правительство решает, правда же? Мы живем в демократической стране, давайте будем обсуждать и выбирать свой путь, — резюмировал Сулейменов.