6 апреля в казахстанский прокат вышел российский фильм «Время первых», повествующий о первом выходе человека в открытый космос.
Это событие произошло 18 марта 1965 года. Космический корабль «Восход-2» с космонавтами Алексеем Леоновым и командиром корабля Павлом Беляевым, стартовав с космодрома Байконур, вышел на земную орбиту. Здесь Алексей Леонов покинул судно и более 12 минут провел в открытом космосе.
При возвращении Леонова на корабль и обратном пути космонавтов на землю произошел ряд ЧП, угрожавших жизни экипажа. Приземление корабля Беляев обеспечил, управляя судном вручную и снискав этим мировую славу. Едва не погибли космонавты и после приземления: мужчины оказались в заснеженной приуральской тайге, где провели около двух суток.
Продюсировал картину Тимур Бекмамбетов, режиссером выступил Дмитрий Киселев. Вместе со съемочной группой над лентой работали сам Леонов, дважды герой Советского Союза, и Виктор Благов, один из руководителей запуска «Восхода-2». По словам режиссера, также в работе над фильмом во множестве использовались ранее засекреченные документы.
Роль Леонова исполнил Евгений Миронов, Павла Беляева сыграл Константин Хабенский, главного руководителя запуска Сергея Королева — Владимир Ильин. Миронов принимал участие и в продюсировании фильма. С его подачи Хабенский был утвержден на роль без кастинга — не только из-за лавров, которые он снискал за свою обширную кинокарьеру, но и из-за внешней схожести с Павлом Беляевым.
Со слов Бекмамбетова, бюджет картины составил около 10 млн долларов. Сумма эта для российского кино не рекордная («Сталинград» обошелся втрое дороже), но очень значительная. Для сравнения, бюджет нашумевшего «Притяжения» Федора Бондарчука составил около 6 млн долларов, «9-й роты» — 6,7 млн долларов. Впрочем, размер бюджета «Времени первых» вполне объясним, ибо спецэффекты готовили с размахом. В частности, в Москве специально для съемок построили два полноразмерных макета «Восхода-2» с имитациями всех технических деталей.
Фильм длится чуть менее двух с половиной часов и начинается с предыстории полета. К числу безусловных его достоинств стоит отнести его точное следование проверенным времени драматургическим канонам.
Напряжение плавно и неуклонно возрастает к моменту кульминации и не спадает до самого конца картины
Однако достигается это не за счет спецэффектов, появляющихся в кадре с первых минут: сделаны они качественно, но вжаться в кресло на самых опасных моментах не заставляют.
Актерская игра Миронова, Хабенского и Ильина — без всякого сомнения именно то, ради чего стоит идти на «Время первых». По сюжету,
космонавты — классический для современного кинематографа дуэт легкомысленного энтузиаста и мрачноватого скептика
Если в начале фильма их образы (но не актерская работа) могут показаться банальными, то с появлением героев в космосе они наполняются новым содержанием, действительно нераздражающе трогательным.
Героизм космонавтов лишен пафоса и оттого не отталкивает. Напротив, крепкая дружба и меткая шутка над смертью, вспышки радости в глазах Хабенского и грусть в глазах улыбчивого Миронова — все это заставляет действительно сопереживать героям картины. Даже сцена предполетной тренировки космонавта Беляева под дождем при всей заезженности такого сценарного хода не вызывает усмешки.
Особо следует отметить работу Ильина, в исполнении которого Сергей Королев, кажется, может действительно сподвигнуть молодого зрителя избрать научную стезю. При внешней непривлекательности персонажа его отнюдь не шаблонно-голливудская харизма подкупает. Скупой на мимику и движения герой Ильина настолько органичен в своем образе, что наблюдения за ним одним достаточно, чтобы прочувствовать всю тревогу, висящую в ЦУП во время работы космонавтов на орбите.
При всем при том
полнотой раскрытия образов главных героев «Время первых» вряд ли сможет похвастаться
Есть часто повторяющиеся и очень быстро набивающие оскомину флэшбэки в детство Леонова. Есть проникновенный спич космонавта о нелегком детстве и судьбе отца. Есть короткое откровение Беляева о его участии в войне. Вот и все, в общем-то, и этого явно недостаточно. Характеры героев остается принять такими, какими их нам преподносят сценарист с режиссером. Благо отыгрывают эти характеры актеры на отлично.
Достаточно в картине и политики. Попытка иронизировать над советскими реалиями и подчеркивание репрессивной стороны советского строя стали в какой-то степени одними из визитных карточек современного кино постсоветских стран, и «Время первых» — не исключение. Весьма показательна фигура таинственного радиолюбителя с Сахалина, первым фиксирующего радиосигнал приземлившихся в тайге космонавтов. Об нем мы узнаем только, что живет он в заснеженной избушке с красным флагом на крыше вместе с очень осторожной супругой, напоминающей мужу, что его «посадят» за такое хобби. Но совесть радиолюбителя перевешивает инстинкт самосохранения.
Создатели фильма подчеркивали, что антураж советских времен воссоздан с документальной точностью. Но
чувства погружения в ту эпоху не возникает
Возможно, виной тому абсолютно современная речь героев, даже использующих характерные для нынешней эпохи жаргонизмы. Впитывавшаяся советскими гражданами с детства марксистко-ленинская риторика отсутствует даже в речи Брежнева, который эпизодически появляется в фильме, не говоря уже о генералах и офицерах. Поэтому иногда появляющийся в кадре красный флаг выглядит не атрибутом эпохи, а чуждым элементом.
Хорошо это или плохо, но фильм получился абсолютно «мужским»: представители этого пола занимают едва ли не 95% экранного времени. Женские образы вторичны, блеклы и стереотипны.
Дамы на экране верят своим предчувствиям, тоскуют в ожидании возвращения мужей, нянчат детей и разносят напитки инженерам ЦУПа. Красота Александры Урсуляк, исполнившей роль Светланы — супруги Леонова, приковывает взгляд, но мало заставляет сопереживать ей. Еще меньше времени в фильме отведено Татьяне Беляевой (Елена Панова).
Пару слов стоит сказать и об операторской работе и музыке. Несмотря на некоторое злоупотребление крупными планами, операторская работа большую часть фильма не заставляет думать о ней — а это, как известно, признак неплохого оператора. То же можно сказать и о музыке.
Выходя из кинозала, сложно вспомнить, много в фильме музыки или мало. Лишь урывками вспоминаются грохочущие минорные пассажи на паре опасных моментов. Но это нельзя отнести к минусам картины — музыка весьма органично ее сопровождает, а оттого звучит будто в голове зрителя, а не в записи.
Как бы то ни было, идти или не идти на «Время первых» читателю предстоит решить самостоятельно. В последнее время фильмы о космосе стали ассоциироваться с историями про разумных пришельцев, неведомых сущностей с Марса, взрывы звезд и путешествия в черные дыры. Космос в современном кино — это космос будущего, который бороздят супертехнологичные корабли с белозубыми астронавтами. Тем интереснее, как нам кажется, обратить взоры в прошлое и проследить, как простые советские парни на тесной и неудобной небесной шлюпке бесстрашно бросали вызов вечности.