При этом укрепление тенге по отношению к доллару, наоборот, поспособствовало удешевлению некоторых продуктов в стране. А удорожание ряда сельхозпродуктов связано со спецификой отрасли.
Цены на продукты за три месяца 2017 года (по сравнению с декабрем 2016 года) подскочили в среднем на 3,2%. Если более подробно, то:
При этом на 8,8% снизилась стоимость яиц, сахара – на 4,9%, крупы гречневой – на 2,6%, масла подсолнечного – на 2,5%. Эти данные дает Министерство национальной экономики РК.
Более шокирующие данные о росте цен на некоторые продовольственные товары в разрезе десяти лет (с 2007 по 2017 годы) приводит АО «Казагромаркетинг». Оказывается, за это время почти втрое выросли цены на говядину, более чем втрое — на помидоры, также вдвое — на хлеб и яблоки.
Галим Хусаинов, экономист и генеральный директор BRB Invest, отмечает, что удорожание представленных компанией «Казагромаркетинг» продовольственных товаров в разрезе десяти лет является закономерным. К примеру, удорожание говядины на 10% в год соответствует уровню инфляции в стране, которая находится на уровне 10-12% в год.
По его словам, учитывая то, что государство сдерживало цены на хлеб, его стоимость за десять лет увеличилась только вдвое.
— Всплеск инфляции происходит в тот момент, когда сдерживание уже невозможно, — отмечает он.
По мнению Хусаинова, факторов, повлиявших на увеличение цен на некоторые продовольственные товары за первые три месяца 2017 года, множество. Среди них удорожание основных материалов, необходимых для производства, а также увеличение стоимости работ и услуг.
— В первую очередь у нас подорожали ГСМ, после перевода их в свободное плавание с 2016 года. В связи с этим подорожало где-то на 40% главное топливо — дизель, которое используется в сельском хозяйстве. Повысились в цене свет и газ. В тепличных хозяйствах многие используют свет для выращивания овощей ночью. А
ночной тариф вырос вдвое — на 89,9%! Естественно, это ударило по себестоимости овощей
— подчеркивает он.
Кроме того, по мнению экономиста, девальвация 2015 года вынудила сельхозпроизводителей поднять зарплату работникам, что также отразилось на себестоимости производимых ими товаров.
Обесценивание тенге к основным торговым валютам, особенно к рублю, также повлияло на рост цен на определенные продовольственные товары.
— Учитывая, что у нас сейчас открытые границы, когда без проблем можно экспортировать и импортировать почти любую сельхозпродукцию, удешевление тенге по отношению к рублю повлияло на удорожание казахстанской продукции (в среднем на 12%), которая импортируется в Россию.
Продавать товары у нас в Казахстане дешевле, чем в России, мы не можем, иначе образуется дефицит
— утверждает он.
Хусаинов подмечает, что в ситуации с сельскохозяйственными товарами после девальвации произошел отложенный эффект — цены на них повысились позже, чем на другие производимые продукты.
Между тем, снижение стоимости яиц и сахара эксперт связывает с укреплением тенге с 340 до 313 тенге за доллар.
— Производство яиц — это достаточно импортозависимый бизнес. Все корма покупаются за рубежом, удешевление доллара по отношению к тенге поспособствовало и снижению цен на. Это же касается и сахара, сырье для производства которого тоже зарубежное, — отмечает он.
Снижение цены на гречку экономист связывает с предшествующим сильным ее удорожанием ввиду дефицита.
— Сейчас, наверное, происходит корректировка — произошло перепроизводство и начали опускать цену, — говорит он.
По словам Арсена Керимбекова, советника председателя правления АО «Казагромаркетинг», рост цен объясним особенностями ведения сельского хозяйства в стране. В частности, цена на яйца обычно поднимается с ноября по декабрь, в период, когда световой день уменьшается и куры начинают хуже нестись. По его убеждению, спасти ситуацию помогло бы бы искусственное освещение, но на это нужно финансирование, которое, как он утверждает, на птицеводство было урезано. Что касается снижения стоимости яиц за первые три месяца 2017 года, это закономерное явление, так как световой день постепенно увеличивается и производительность кур-несушек тоже.
— Яйца и молоко — два продукта, которых летом много и они никому не нужны. Из-за этого и страдают производители
Молока летом в избытке — его скупают как воду, зимой же оно в дефиците, что и влияет на цены. Проблему избытка молока в летний период весь мир решает путем производства сыров и сухого молока, но у нас пока это не развито. Как не развито и производство сухого яичного порошка, — отмечает он.
Керимбеков также подчеркивает, что увеличение цен на конину связано с тем, что животных выращивают в ограниченном количестве. Причиной этому служит частый массовый угон лошадей у фермеров и бездействие полиции в отношении конокрадов.
— Пастбищ для выпаса лошадей в Казахстане полно. Но страсть некоторых сельских жителей к угонам вносит свою лепту в разведение лошадей у нас.
Угнать коней проще простого: вы попробуйте 10 свиней или десять баранов угнать — замучаетесь!
С лошадьми история другая — поймают главного жеребца, все кобылы за ним поскачут, — рассказывает Арсен Керимбеков.
При этом, по его данным, несмотря на практически отсутствие поддержки минсельхоза, поголовье лошадей в Казахстане за последние пять лет увеличилось с 1700 млн до 2100 млн голов. Но для того чтобы цены на конину понизились вдвое, по мнению Арсена Керимбекова, в Казахстане должно быть 6-7 млн голов скота.
А чтобы достичь этих показателей, нужно бороться с конокрадством: провести чипирование животных, ужесточить наказания — приравнять угон лошадей к угону автомобиля.
— Если бы на конину цены упали вдвое, люди бы и не подумали есть окорочка!
Нам бы хватило конины, и даже дефицит рыбы, который сегодня наблюдается в Казахстане, не волновал бы людей, — заключает он.