Казахстан не располагает космическими технологиями и промышленностью, однако упорно претендует на статус страны с космическим потенциалом.
О том, каково текущее состояние и какие перспективы имеются у космической отрасли в Казахстане в День космонавтики рассказал главный редактор журнала «Мир Космоса», экс-советник президента АО «Казкосмос», президент международной коалиции CivicPeace Казбек Казкенов.
— Казбек Майлыбаевич, как известно, 31 марта возникли перебои в работе KazSat-2. Операторы-пользователи спутника были экстренно переведены на резерв KazSat-3, таким образом, их клиенты практически ничего не заметили. Однако это далеко не первый случай перебоев в работе казахстанских спутников. Как, на ваш взгляд, отражаются подобные инциденты на имидже национальной космической системы? Не откажутся ли после таких фактов остальные операторы от перехода на казахстанские спутники?
Работа спутника KazSat-2 восстановлена
— Человек еще не в полной мере контролирует ситуацию в космосе. Мы только сейчас начинаем активно интегрироваться с космосом. На этом пути возможны не только перебои, но и гораздо более серьезные проблемы. И это надо осознавать. Я понимаю, все хотят избежать серьезных рисков, но система казахстанских спутников себя хорошо показала. Вы правильно отметили, KazSat-3 — это страховка KazSat-2, поэтому бояться нечего. Все недочеты KazSat-1 были учтены в этих двух спутниках.
Риски есть у всех стран, работающих в космосе. Эпоха, когда мы будем уютно там себя чувствовать, еще впереди
— Существует мнение, что Казахстан слишком много тратит на развитие космической сферы, в том числе на запуск собственных спутников. Не экономичнее было бы развивать связь и получать информацию через аутсорсинг?
— Экономичнее, но небезопасно. Если сопоставить с другими странами, Казахстан тратит на развитие космической сферы не столь большие средства. Наоборот, внимание к ней должно расти. Причем как со стороны государства, так и со стороны общества, особенно молодежи.
Отказ от иностранного спутника в пользу отечественного обусловлен по большей части политической необходимостью, в первую очередь политикой безопасности.
Связь – это нервная система государства. А если этой системой управляет кто-то другой, в один миг может быть разрушено все
Факт наличия у Казахстана собственной космической программы, собственных спутников, говорит о том, что у страны есть четкое понимание приоритетов безопасности. Наличие же на территории Казахстана мощного космодрома Байконур предоставляет нам дополнительное преимущество, которое выводит страну в ряд передовых в этой сфере.
Скажу больше, нам нужно кардинально пересмотреть политику в этой области. Казахстанцы должны осознавать, что нельзя жить только текущим моментом, нужно мыслить стратегически. Мы должны четко обозначать кратко-, средне- и долгосрочные цели. Последнее касается развития космической сферы. Почему? Население планеты растет: рано или поздно потенциал Земли исчерпается. Существуют неподвластные человеку силы природы, которые могут служить потенциальным источником угрозы человечеству. Кроме того, не бесконечны и ресурсы Земли. Поэтому освоение космоса – это закономерный процесс.
— Все три спутника KazSat были сделаны в России из компонентов российского, французского и итальянского производства. Казахстан космическими технологиями не владеет. Можем ли мы называть себя страной с космическим потенциалом, если сами ничего не производим? Что Казахстан может предложить миру в этой сфере?
— За 25 лет Казахстан состоялся и очень многого достиг. Но пока наши ресурсы, в первую очередь кадровые, не позволяют самостоятельно развивать высокотехнологические отрасли. У нас пока нет технологий, которые мы могли бы передавать и поэтому вынуждены прибегать к помощи иностранных компаний. Однако я убежден, что процессы в этой сфере, равно как и в остальных, должны проходить через два фильтра. Первое — это катарсис (очищение, а не механическая экстраполяция зарубежного опыта), второе – квинтэссенция (брать полезное, а не все подряд).
Да, сейчас мы пользуемся чужими технологиями. Это нормальный процесс, тем более для молодого, набирающего опыт государства. Мы должны быть открыты и уметь учиться. Изоляция никогда не приводила к прогрессу и модернизации.
Однако наша молодежь сегодня учится в лучших университетах мира и успешно осваивает высокотехнологичные сферы. Недалеко то время, когда космические аппараты будут конструироваться в Казахстане и у нас появятся собственные Ландау и Ньютоны. Для этого нужно повысить статус аэрокосмической сферы в стране и обществе. Необходимо создавать свою школу космонавтики.
Что мы можем предложить миру на сегодняшнем этапе? К примеру, космическое питание. На протяжении двух десятилетий Казахская академия питания участвует в поставке на борт орбитальных комплексов специализированных продуктов, разработанных на основе казахской национальной кухни. Туда входят продукты на основе кобыльего молока.
Нужно еще добавить шубат, вырабатываемый из верблюжьего молока, ведь его полезные свойства и питательность доказаны наукой
Казахстанские ученые добиваются, чтобы часть продукции, разработанной Казахской академией питания, была включена в рацион питания любых экипажей, пилотируемых с космодрома Байконур.
— Какие факторы, по вашему мнению, сдерживают развитие космической сферы Казахстана?
— Сама казахстанская космическая культура мешает этому развитию. Вернее, ее отсутствие. У нас не ставится цель превзойти другие страны и даже самих себя. Мышление у нас не опережающее, а догоняющее. Это самый большой тормоз прогресса.
Почему у нас так мало внимания уделяется популяризации космической темы? Почему не создаются новые интересные ресурсы, которые позволили бы больше узнать о текущих космических исследованиях? Все это просто необходимо для того, чтобы в эту сферу пришли новые кадры, молодежь. Министерство образования и науки, Министерство по делам религий и гражданского общества должны скооперироваться с организациями, ответственными за развитие космоса, и совместно проводить конференции, тематические встречи с детьми, устраивать различные конкурсы.
В каждом городе должны быть созданы обсерватории, а в школах — кабинеты космоса
В свое время по моей инициативе был открыт кабинет космоса в школе №50 Астаны. Туда мы приглашали Тохтара Аубакирова. Какое колоссальное впечатление это произвело на детей! Для примера: первый спутник Kazsat обошелся Казахстану в 65 миллионов долларов. Разделите эту сумму на 10 000 школ, где можно построить обсерватории или кабинеты космоса. Польза и отдача от этого в ресурсном измерении была бы значительно выше.
Я далек от мысли, что все, кто в детстве увлекался космонавтикой, станут космонавтами и специалистами в этой сфере. Но кто-то обязательно станет в ней успешным. Они и будут развивать казахстанскую космическую науку. Сегодня результаты космических достижений влияют на все сферы жизнедеятельности человека. Это и сельское хозяйство, и экология, и экономика. Необходимо обучать нашу молодежь, вовлекать ее в эту сферу, тем более, что есть возможность обучиться в рамках стипендиальной программы «Болашақ».
— Как известно, Россия продлила аренду Байконура до 2050 года. Однако, по мнению экспертов, рано или поздно Россия покинет космодром и будет развивать собственный проект на Дальнем Востоке. Это значит, что Казахстану уже сегодня нужно понять, как обеспечить работой жителей Байконура и что делать с имеющейся инфраструктурой. Какие меры должны быть предприняты уже сегодня? Сможет ли Казахстан самостоятельно содержать такой дорогостоящий комплекс?
— Космодром устаревает. Происходит его технический износ, ведь он эксплуатируется с 1950-х годов ХХ столетия. Поэтому уже сейчас необходимо запускать его поэтапную модернизацию, начинать привлекать инвесторов. Иначе мы можем остаться, что называется, у «разбитого корыта». Байконур состарится, арендатор в лице России уйдет, кадры тоже и т. д. Однако в настоящий момент такой программы нет.
Помню, известный государственный деятель, нынешний глава национальной компании Astana EXPO-2017 Ахметжан Есимов как-то сравнил космодром Байконур с его американским аналогом – мысом Канаверал. Так вот, Канаверал посещают до 3 миллионов туристов ежегодно. Несколько лет назад посол Малайзии предложил организовывать чартерные рейсы для экскурсий малайзийской молодежи на Байконур. Для этого нашей стране прежде всего нужна продуманная политика в сфере туризма.
Нужен безвизовый режим для иностранцев, желающих посетить космодром, нужно построить гостиницы и обеспечить транспортную логистику
Однако при наличии спроса, в том числе со стороны внутренних туристов, предложения нет.
— Сегодняшние реалии указывают на то, что в ближайшем будущем монополия государства в космической сфере закончится. На рынке появились новые игроки, которые предлагают более дешевые варианты космических запусков. Как, по вашему мнению, это отразится на международном космическом бизнесе и в частности на Казахстане?
— Да, сегодня космическая сфера стоит на пороге революционных изменений. К конкурентной гонке стран добавился новый игрок – SpaceX и его основатель Илон Маск. Полагаю, его бизнес-модель будет успешна. После серии успешных полетов он вернет инвестиции в троекратном размере. Конечно, его появление станет мощным стимулом к развитию для мировых космических держав. Ученые всех стран будут искать новые возможности. Конкуренция – двигатель прогресса и в космической сфере.
Источник: Информационно-аналитический центр