Ведомство обвиняют в незаконной эксплуатации и ненадлежащем техническом обслуживании воздушных судов. А отсутствие контроля над выделением приаэродромных территорий под застройку также поставило под угрозу безопасность полетов.
Об этом гласит представление прокуратуры «Об устранении нарушений законности, причин и условий им способствующих». В частности, авиакомпаниями не соблюдаются требования к организации летной работы и безопасности полетов, а техническое обслуживание и ремонт воздушных судов осуществляется на низком уровне.
В результате, по словам главного транспортного прокурора Марата Алиханова, количество авиационных происшествий и жертвы с каждым годом возрастают. Так, если в 2012 году зарегистрировано 44 авиационных события, в том числе три катастрофы, то в 2016 году их количество составило уже 58, также включая три катастрофы.
По данным Алиханова,
в общей сложности за пять лет данные события привели к смерти 45 человек
— Нарушения приобрели системный характер, на что в немалой степени повлияли попустительство и бездействие со стороны комитета, о чем свидетельствуют результаты надзорных проверок и проведенных анализов, — говорит он.
В качестве примера нарушения прокурором приводится случай, когда в 2014 году комитет не отстранил от полетов второго пилота воздушного судна АН-2 авиакомпании ТОО «Olimp Air» Савельева В. П., который предоставил фиктивное заключение о прохождении медицинского освидетельствования. Это привело к тому, что 20 января 2015 года произошла авиакатастрофа, в результате которой помимо пилота Савельева погибли еще пять человек. Однако, по словам прокурора, комитет не предпринял меры касательно привлечения к установленной ответственности виновных в случившемся лиц авиакомпании.
— Практически без контроля и надзора остались вопросы незаконной эксплуатации воздушных судов легкой и сверхлегкой авиации,
не зарегистрированных в госреестре гражданских воздушных судов или не имеющих сертификатов летной годности. Достоверной информацией о количестве таких судов, их техническом состоянии и принадлежности комитет не располагает. Проверки соблюдения их эксплуатантами законодательства об использовании воздушного пространства не проводит, — добавляет Алиханов.
Это, по словам прокурора, привело в 2015 году к двум катастрофам: в Жалагашском районе Кызылординской области и Коксуйском районе Алматинской области. В обоих случаях фигурировали незарегистрированные в госреестре и не имеющие сертификатов летной годности воздушные суда.
Кроме того, по словам Алиханова, КГА был нарушен 4 пункт 16 статьи Закона «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации». В частности,
незаконно были продлены сроки действия сертификатов летной годности 40 воздушных судов АН-2, 7 авиакомпаний.
Кроме того, были выданы сертификаты годности аэродрома 12 аэропортам, не отвечающим требованиям пожарной безопасности.
— Несмотря на серьезность этих нарушений, председатель КГА вместо усиления контроля за деятельностью своих сотрудников вовсе отгородился о этой работы,
делегировав полномочия по выдаче сертификатов начальникам управлений, — отмечает Марат Алиханов.
Согласно его обвинениям, в 2016 году ситуация вновь повторилась: сертификаты летной годности 6 судам были снова выданы с нарушениями. И это снова чуть не привело к катастрофе судна Cessna-N337H ТОО «Discovery Aviation», у которого 1 июня 2016 года при посадке на аэродром Боралдай произошел отказ выпуска левой стойки шасси.
Марат Алиханов обвиняет КГА в неуделении должного контроля вопросам выделения приаэродромных территорий местными исполнительными органами под строительство объектов, в том числе и ИЖС.
— Имели место более 800 объектов, возведенных в нарушение пункта 1 статьи 90 закона, без соответствующего разрешения комитета в районе аэропортов
городов Астана, Актау, Атырау, Актобе, Усть-Каменогорск, Кокшетау, Тараз и Шымкент, часть из которых угрожала безопасности полетов, — отмечает он, подчеркивая, что меры в этом вопросе комитет принял только после представления, направленного главной транспортной прокуратурой.
В целом, он заключает, что согласно результатам анализа, КГА уже длительное время не справляется с поставленными перед ней задачами, создавая угрозы безопасности полетов, жизни и здоровью людей.
Между тем, в КГА нам сообщили, что надзор за безопасностью полетов осуществляется ими на должном уровне. Для этого государственные авиационные инспекторы ежегодно проходят курсы повышения квалификации в отечественных и зарубежных авиационных учебных центрах.
— Принимаемые меры по усилению надзора за безопасностью полетов положительно оценены со стороны международного авиационного сообщества.
Так, по результатам валидационной миссии Международной организации гражданской авиации ИКАО, проведенной в 2016 году, по оценке государственной системы контроля за безопасностью полетов отмечено высокое соответствие требований ИКАО, а также Европейским союзом сняты ограничения на полеты Казахстанских авиакомпаний в Еврозону, — отмечает исполняющий обязанности председателя Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев.
Он объясняет, что свидетельство пилота воздушного судна АН-2 авиакомпании «Olimp Air» Савельева В. П. было отозвано по факту выявления подделки медицинского заключения. Однако руководство ТОО «Olimp Air» своевременно не отстранило указанного пилота от дальнейшего выполнения полетов.
Что касается обвинения в незаконной эксплуатации воздушных судов, не зарегистрированных в госреестре, по словам Ластаева,
факты незаконного осуществления полетов остались незамеченными КГА.
Это произошло ввиду малоразмерности воздушных судов, их обнаружение органами противовоздушной обороны и органом обслуживания воздушного движения было невозможно, из-за чего и не удалось пресечь незаконные полеты двух судов.
Талгат Ластаев отмечает, что в целях избежания подобных прецедентов с использованием воздушных судов, незарегистрированных в государственном реестре и не имеющих сертификатов летной годности, МИР РК проведет рейдовые мероприятия совместно с правоохранительными органами. Кроме того,
предусмотрена разработка требований по оснащению воздушных судов малой авиации системой наблюдения, позволяющей идентифицировать принадлежность воздушного судна.
Обвинения в ненадлежащем контроле вопросов выделения приаэродромных территорий под застройку Ластаев также считает беспочвенными.
— В каждом аэропорту в соответствии с требованиями статьи 64 Закона
действует комиссия по контролю за деятельностью, которая может представлять угрозу безопасности полетов на приаэродромной территории.
Она ведет необходимый мониторинг и при необходимости информирует уполномоченный орган в сфере гражданской авиации и другие заинтересованные государственные органы, — утверждает он.
Он поясняет, что в случае выявления таких объектов, КГА в отношении физических и юридических лиц выносит инспекторские предписания об устранении нарушений требований закона.