В статус госсекретаря заложены принципы социал-дарвинизма.
В 2014 году Гульшара Абдыкаликова незаметно для себя ушла в тень, заняв пост государственного секретаря. Наиболее ярким в ее карьере был пост министра труда и социальной защиты населения. Почему-то принято считать, что госсекретарь и его аппарат работают исключительно для выполнения строго протокольных задач. Однако если учесть, какие амбициозные политики успели посидеть в этом кресле, первые впечатления оказываются ошибочными. Так кто все-таки «рулит» — фигура должностью госсекретаря или должность прибавляет веса персоне? Об этом и многом другом в десятой серии статей о тяжеловесах казахстанской политики рассказал политолог Данияр Ашимбаев.
— Гульшара Наушаевна — госсекретарь, которая на публике засветилась лишь однажды — в истории с послом в Польше.
— И то, которую не предали особой огласке. Здесь можно поговорить как о статусе госсекретаря, так и о личностях самих госсекретарей, поскольку речь идет об очень специфичных фигурах.
Функционал госсекретаря достаточно размыт, этот пост в свое время вводили в Конституцию 1995 года по большому счету как замену должности и аппарата бывшего вице-президента республики. Он из Конституции упразднялся, но какое-то время еще существовал. У вице-президента до упразднения его должности были достаточно размытые полномочия — от разработки экономических реформ до чисто протокольных мероприятий в зависимости от отношений с президентом и премьером. Также периодически изменялся и статус госсекретаря.
Первым госсекретарем республики был Ахметжан Есимов. Он оказался в условиях определенного противостояния между правительством и администрацией президента
Тогда, после принятия новой Конституции, администрация президента только заново формировалась и удар особо не держала. А правительство Кажегельдина пользовалось всеми «благами цивилизации» с далеко идущими политическими задачами. Поэтому госсекретарю тогда подчинили огромный блок полномочий — Нацбанк, Счетный комитет, КНБ, то есть координацию работы госорганов, непосредственно подчиненных президенту. И поручили определенный контроль над правительством.
Но Есимов этими полномочиями особенно попользоваться не успел. Больше запомнился указ о его полномочиях, чем реальное их исполнение. За полгода работы в этой должности он издал от силы несколько распоряжений, а на него быстро стали спихивать кураторство в огромном количестве комиссий и советов при президенте. А это, как мы знаем, достаточно большой блок – права человека, гражданство, помилование. Многих из ранее существовавших комиссий сейчас уже и нет.
Из-за полномочий Есимова возникла угроза реального противостояния президентских и правительственных структур, затем было сменено руководство администрации и необходимость в дополнительном центре власти отпала
Есимов перешел в правительство первым вице-премьером со своим большим блоком полномочий в виде Госкоминвеста.
И тогда назначение получил народный писатель Абиш Кекилбаев. На тот момент он был депутатом мажилиса, ранее занимал пост председателя Верховного совета. Экономика не была его стезей. Поэтому при Абише Кекилбаевиче функционал госсекретаря изменили на чисто протокольные и пропагандистские функции — разъяснение политики президента, прием верительных грамот послов по совместительству, председательство в разных комиссиях и советах. Нужных, но не принципиально важных. И Кекилбаев тихо и спокойно эти функции тянул следующие 5,5 лет.
https://365info.kz/2017/04/upravlenie-delami-prezidenta-rulit-vsej-chinovnichej-astanoj-ashimbaev/
— Потом случилась очередная пертурбация, ушло в отставку правительство Касым-Жомарта Токаева, который вернулся в свое любимое Министерство иностранных дел. Но его перевод с должности премьера в министры выглядел слишком уж понижением. Тогда было введено совмещение — госсекретарь-министр иностранных дел. И госсекретарь Токаев с сохранением протокольных функций переквалифицировался в ведение внешнеполитического блока. Чем и занимался до отставки правительства Имангали Тасмагамбетова. Токаева оставили просто министром, а Тасмагамбетов был назначен госсекретарем. Понятно, что Имангали Нургалиевичу чисто протокольных и общественных полномочий было мало. Он стал набирать для своей должности более весовые блоки, в том числе и политический анализ. Но проработал в этой должности он недолго, поскольку ушел в администрацию президента.
Госсекретарем стал Оралбай Абдыкаримов, при котором произошло окончательное закрепление функционала — пропаганда политики президента и общественно-политическая нагрузка. И все последующие госсекретари все эти функции тянули.
Канат Саудабаев госсекретарство совмещал с должностью министра иностранных дел во времена председательствования Казахстана в ОБСЕ. Помнится, один из заголовков того времени выглядел так: «Государственный секретарь Республики Казахстан — действующий председатель ОБСЕ — министр иностранных дел и председатель государственной комиссии по председательствованию Казахстана в ОБСЕ Канат Бекмурзаевич Саудабаев встретился с президентом Н. Назарбаевым». Что вызывало весьма ироничную реакцию у окружающих.
Затем функции госсекретаря и министра были вновь разделены. Аппарат госсекретаря стал играть роль определенной балансировки с уклоном больше в сторону идеологии и так называемой «казахской тематики» — работы с топовой творческой интеллигенцией. А управление идеологией у нас всегда было делом нелегким, поскольку задачу выполняло несколько структур. Какие-то функции на себя оттягивал госсекретарь, особенно когда это были Имангали Тасмагамбетов, Мухтар Кул-Мухаммед или Канат Саудабаев. А заместители руководителя администрации президента обеспечивали текущее функционирование.
Всегда был вопрос: кто же из них главный идеолог — госсекретарь или замруководителя АП по вопросам внутренней политики?
Постоянная внутренняя конкуренция обеспечивалась тем, что у президента по поводу текущего состояния дел всегда были разные каналы информации.
Когда в свое время Марат Тажин стал госсекретарем, его стали лихорадочно поедом есть его же коллеги. За то что озвучил концепцию новой исторической политики — темы болезненной, но очень важной. Как только он активизировался, «дружелюбные» коллеги быстро создали против него небольшой альянс, и Тажин оказался послом в России. Точно так же, к слову, в свое время с поста госсекретаря свалили Кул-Мухаммеда. И дальше возник вопрос, что с этой функцией делать вообще.
— С 2014 года должность госсекретаря стала постоянно совмещаемой. То госсекретарь был и. о. секретаря Совбеза (Джаксыбеков), то руководитель администрации был и. о. госсекретаря (Карим Масимов, Нурлан Нигматулин). Тогда просто возникла ситуация, когда не знали, что же делать с этой должностью. Потому что после таких людей как Саудабаев, Кул-Мухаммед и Тажин должность эта казалась стратегически значимой. И это бесило кое-кого в администрации президента.
— Как чемодан без ручки — и тащить тяжело и бросить жалко?
— В нашей системе сдержек и противовесов на каждый противовес нужен другой противовес.
И госсекретарь периодически по своему профилю становился противовесом то руководителю администрации президента, то премьеру, то идеологическому аппарату
А поскольку госсекретарь по положению технически выше руководителя администрации президента, это придавало этой должности еще больше пикантности. Поэтому возникала ситуация, когда назначение политического тяжеловеса на этот пост привело бы к дальнейшей борьбе внутри самой же Акорды. Мы же помним, как в свое время управляющие делами президента мерились полномочиями с руководителями администрации. Те же Булат Утемуратов и Сарыбай Калмурзаев, будучи управделами, в свое время считали себя людьми не менее значимыми, чем Нуртай Абыкаев, Имангали Тасмагамбетов и Адильбек Джаксыбеков.
Дальнейшее выяснение отношений привело бы к расколу внутри системы. Тогда было принято решение госсекретарем сделать Гульшару Абдыкаликову — вице-премьера по социалке
Выполнять протокольные полномочия она вполне могла.
— Но не накалять обстановку?
— Она не имеет для этого ни возможностей, ни особого желания. Вот и получилось так, что для обеспечения консолидации аппарата должность госсекретаря из сверхвлиятельных просто аккуратно вычеркнули. Гульшара Наушаевна на своему посту проводит заседания то комиссии по «Болашаку», то по борьбе с коррупцией, то по госсимволам. Но эти мероприятия какой-либо судьбоносного значения не имеют. Хотя понятно, что госсекретарь и его аппарат считают наоборот. По рейтингам госсекретарь находится где-то в четвертой десятке.
— Рейтинг влиятельности имеете в виду?
— Да. Это та ситуация, когда не должность красит человека, а человек должность. Он ее как поднимает, так и опускает. Понятно, что для самой Гульшары Наушаевны эта формулировка звучит очень обидно, но идеология — это не совсем ее сфера. Она в свое время выросла из Кызылординского акимата, долго проработала в министерстве труда ответсеком, министром, была советником президента, председателем комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике, профильным вице-премьером.
https://365info.kz/2017/03/imej-schetnyj-komitet-funktsii-finpola-tyurmy-byli-by-perepolneny-ashimbaev/
— В новейшей истории Казахстана женщин вице-премьеров было очень мало. До 1990-го года заместителем председателя Совета министров КазССР была Кумусжан Омербаева. После нее недолго в 2004 году вице-премьерством занималась Бырганым Айтимова, позже — Гульшара Абдыкаликова. И совсем недавно несколько месяцев заместителем председателя кабмина работала Дарига Назарбаева. А женщин-акимов у нас и не было, кроме Веры Сухоруковой, исполняющей обязанности акима ВКО всего несколько недель. То есть по сути Гульшара Абдыкаликова символизировала начало гендерного равноправия во внутренней политике страны. Она и стала первой женщиной-госсекретарем. При том, что
в социальной политике она — один из лучших специалистов, как и министр Тамара Дуйсенова
Конечно, острая нехватка политического веса сказывается на карьере Гульшары Наушаевны. Но в Казахстане влиятельных женщин в политике в принципе не так уж и много. Более-менее блистали Загипа Балиева, Наталья Коржова, Бырганым Айтимова, Айткуль Самакова. Помимо них есть Жаннат Ертлесова и Екатерина Никитинская, которые на министерских постах не были, но показали себя сильными управленцами.
В процентном соотношении, понятно, речь идет даже не о десятках процентов, а о 3-4 процентах влиятельных женщин в системе госуправления. Официальная статистика утверждает, что женщин-госслужащих в Казахстане больше, чем мужчин. Но раз на ключевых постах были и остаются единицы, значит, практически 100% работают на самых низших должностях в органах управления.
Берику Имашеву упорно не дают «гулять» без дела — Ашимбаев
— А если бы в 2014 году должность досталась не Гульшаре Абдыкаликовой, кто «не качающий права» мог быть претендовать на этот пост?
— Те, кто хотел бы занять кресло госсекретаря — не те люди, которые бы тихо выполняли протокольные полномочия. Одно время эту должность пророчили Баглану Майлыбаеву, который сейчас находится под следствием. Понятно, что любая фигура с активной позицией, аппаратно сильная и имеющая политические навыки, создала бы головную боль и правительству, и администрации президента. А этого сейчас все хотят старательно избежать.
— А если персонально?
— Сколько вы знаете министров и акимов с активной жизненной позицией, которые присутствуют на поле, ярко выступают, о которых известно не по отдельным пресс-релизам, а по их делам?
— Асет Исекешев, допустим. И…
— Вот видите, специально вспомнить сложно. Вот все остальные и могли быть такими госсекретарями как сейчас. Есть минимум две дюжины чиновников, которые могли бы спокойно работать чисто протокольным госсекретарем. Повторюсь, значимость этого поста определяется не должностью. Госсекретари сами себе утверждают полномочия. Они вытягивают их из администрации президента, из министерств. Понятно, что не только юридически прописанные. Представим себе две кандидатуры — госсекретарь Нурлан Нигматулин и госсекретарь Нурлан Ногаев. Понятно, что Нигматулин будет командовать всем и всеми. А Ногаев будет искать свое место в жизни и в истории.
— Даже не представляю себе Гульшару Абдыкаликову, которая пытается отбить у Адильбека Джаксыбекова какие-то полномочия.
— Здесь все зависит от того, кого назначит президент. И то, как этот человек сам себе отвоюет место под солнцем. Статус и возможности госсекретаря — это проявление социал-дарвинизма в чистом виде. Доминируют сильнейшие. В борьбе и обретешь свое право на жизнь и все такое. Все госсекретари Казахстана были людьми разных жизненных концепций. Одни — жесткие управленцы с амбициями. Другие — спокойные управленцы. Этим все сказано.
Продолжение следует.