Чуть больше года назад на пост главы Атырауской области был назначен Нурлан Ногаев. За время его управления в регионе был реализован крупнейший индустриальный проект независимого Казахстана, а стоимость ключевого торгового ресурса выросла в полтора раза. И хотя прямой заслуги Ногаева в этом нет, с точки зрения статистики, он – один из лучших, если не лучший областной аким Казахстана. Хотя и ему есть куда стремиться.
Атырауская область была и остается ключевым промышленным центром Казахстана. И этот потенциал развивается не только казахстанскими властями, но и иностранными компаниями, широко представленными в регионе. Так что неудивительно, что по темпам индустриального развития ему в республике равных нет.
В 2016 году объем выпускаемой промышленной продукции в Атырауской области составил 4,433 трлн тенге, это почти четверть от республиканского показателя. Рост по сравнению с 2015 годом составил 2,2%, что во многом позволило притормозить падение республиканского показателя (остановившегося на отметке в -1,1%).
Начало 2017 года для региона также выдалось ударным: он лидирует не только по общему объему выпуска (который за первые два месяца 2017 года составил почти 1 трлн тенге — по итогам всего 2016 года этот порог преодолели лишь 6 регионов Казахстана), но и по темпам роста: 9,6% в январе и 8,7% в феврале.
В отличие от многих регионов Казахстана, рост производительности в Атырауской области идет на благо работников компаний. Сотрудников крупных и средних предприятий становится все больше. За время правления Нурлана Ногаева их количество увеличилось на 13 тысяч человек (до 152,8 тысяч) – это еще один показатель, по которому с регионом не может сравниться ни один другой в Казахстане.
Еще один знаковый показатель – это инвестиции в основной капитал. По этому показателю Атырауская область стала локомотивом всей казахстанской экономики. Объем инвестиций в 2016 году составил более 2 трлн тенге, что составляет 26,4% от республиканского показателя. Кроме того, рост объема инвестиций в РК на 5,1% по итогам года был во многом обусловлен увеличением показателя в этом регионе почти на треть.
Но в связи с этим возникает вопрос: какая в этом заслуга Нурлана Ногаева? Когда в твоей области запускается главный промышленный проект Казахстана как минимум последнего десятилетия (а если учитывать долгий срок запуска Кашагана, то и всего периода независимости), то промышленные показатели будут расти вне зависимости от того, кто стоит у власти. Акиму оставалось лишь не мешать происходящим процессам, которые курировались на более высоком уровне.
Объективно расценивать достижения Ногаева трудно и по ряду социальных показателей. Здесь также сыграли роль факторы, которые просто неподвластны главе области: увеличение цен на нефть. А когда они уверенно растут, неудивительно, что и денег у населения становится больше, а цены на товары и услуги выше.
По итогам 2016 года,
средняя заработная плата в Атырауской области составила 266 тысяч тенге – это на 72% выше среднереспубликанского показателя
На протяжении большей части года регион был не только в числе лидеров по росту номинального размера зарплаты, но и единственной областью, где росла реальная покупательская способность.
https://365info.kz/2017/03/god-u-vlasti-bulat-bakauov-v-tsifrah/
С другой стороны, в марте 2016 года, когда Ногаев взял в свои руки управление Атырауской областью, зарплаты тут были намного больше, чем в других регионах республики, а год спустя на первое место вышла Мангистауская область. В 4 квартале 2016 года Атырау стал худшим в Казахстане по росту как номинальной (0,5% при республиканском показателе в 12,3%), так и реальной (снижение на 8%, хотя в среднем в Казахстане рост составил 2,6%) зарплаты.
Где высокие зарплаты, там и высокие цены. С марта 2016-го по февраль 2017-го величина прожиточного минимума в Атырауской области выросла почти на 1800 тенге. Уровень инфляции в регионе – второй среди всех регионов Казахстана. В 2016 году цены на товары и услуги выросли на 9,4%, за первые 2 месяца 2017 года – на 2,6%.
Но если на все перечисленные показатели Ногаев имел скорее опосредованное влияние, то остальные вопросы могут служить более объективной оценкой его работы. Один из них – это развитие бизнеса. Крупные и средние предприятия сейчас в регионе процветают, но малый бизнес находится не в столь радужном положении: количество действующих объектов МСБ сократилось за год на 7,6%.
Это напрямую сказывается на трудоустройстве населения, с которым и так в регионе ситуация не самая простая. В большинстве своем работники региона стремятся работать в нефтяном секторе, который предоставляет наибольшие зарплаты, а потому на альтернативные должности соглашаются не всегда. А сокращение объектов малого бизнеса ведет к тому, что падает и предложение.
По количеству безработных Атырауская область является одним из лидеров в Казахстане
Их официальное количество первые полгода руководства Ногаева не снижалось ниже отметки в 600 тысяч человек и сейчас вновь возвращается к этой отметке. Официальный уровень безработицы в феврале 2017 года составил 1,7% (республиканский показатель – 0,7%), что на 0,4% ниже показателей мая 2016 года.
Еще один вопрос, на который в состоянии влиять аким области, — это ввод в эксплуатацию жилых зданий. В 2016 году в регионе было построено 588,6 тыс кв. м жилья, в январе-феврале 2017 года – 94,8 тысяч. Показатели неплохие, но темпы роста куда меньше, чем в среднем по Казахстану – 1,6% против 17,6%.
Таким образом,
оценить деятельность Нурлана Ногаева довольно трудно – слишком много неподвластных ему факторов
повлияло на результат. С точки зрения цифр, он едва ли не идеальный аким на фоне своих коллег. Если решит проблему с безработицей, то точно им станет. С другой стороны, с такими стартовыми позициями подобные эпитеты мог бы получить практически любой.