Предложение Перуашева строить общежития с одним туалетом и ванной на несколько комнат в Facebook буквально разгромили. Но Facebook — далеко не весь Казахстан…
Здесь важно понять — сколько же казахстанцев пользуется этой социальной сетью? И соответственно, можно ли отождествлять мнение этих людей с мнением всего населения страны?
Я жил в общежитии с 16 до 24 лет и ничего со мной не случилось — Перуашев
Как отмечает Шавкат Сабиров, президент ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана», казахстанцы присутствуют в социальной сети Facebook в меньшинстве.
— Некоторые ошибочно полагают, что если какая-то тема активно обсуждается в Facebook, то ей озабочены все казахстанцы
Однозначно, что в Facebook сидит далеко не большая часть казахских интернет-пользователей. Я бы даже отметил, что в Instagram их больше, чем где-либо, — говорит Сабиров.
По его словам, именно Instagram является отдельным миром внутри интернет-пространства. Там сидят все категории граждан и точную статистику по ним сделать достаточно сложно. Сабиров утверждает, что согласно данным различных исследований, как мировых, так и казахстанских, за 2015 год первое место по популярности в РК занимал сервис mail.ru, количество посетителей которого за месяц составило 5,3 млн человек. Второе место занял «Вконтакте», за ним последовали «Одноклассники», «Крыша/колёса», «Яндекс» и только потом Facebook. Месячная аудитория этой соцсети составляла на тот момент порядка 780 тысяч пользователей.
— В итоге, в Facebook сидят менее 20% казахстанцев. А ощущение создается такое, будто бы вся страна
Средний портрет пользователя Facebook выглядит так: это человек старше 25 лет, как минимум имеющий среднее специальное, а по большей части — высшее образование. У него и IQ повыше, — отмечает Сабиров.
Политолог Данияр Ашимбаев считает, что негодование пользователей Facebook по поводу строительства «коммунального» жилья не означает, что идея категорически казахстанцам не понравилась. Многие соотечественники, по его убеждению, с радостью согласились бы приобрести подобное жилье, которое по стоимости было бы в разы дешевле.
— Мнение пользователей социальной сети Facebook не является голосом общественности. Нужно проводить социологические исследования,
которые продемонстрируют реальное мнение народа, — говорит он.
Негативная реакция в сети, по его мнению, появилась по большей части из-за некорректной трактовки предложения депутата: новость была вырвана из контекста.
— Идея, безусловно, здравая. Речь ведь идет не о жилье, а об общежитиях, которые могли бы обеспечить максимальный охват населения. В советское время жилищную проблему удалось решить благодаря массовому строительству «хрущевок», которые впоследствии стали клеймить позором. В последние несколько лет в Казахстане цены на жилье остаются высокими.
Чтобы решить жилищную проблему, приемлемыми являются любые методы. Разумеется, удешевлять жилье нужно не за счет снижения качества — необходима оптимизация определенных стандартов,
— отмечает Ашимбаев.
По его словам, сама идея постройки общежитий предполагает лишь временное проживание.
— Для молодой семьи или трудовых мигрантов, приезжающих в города, жилищная проблема безусловно важна, — отмечает он.
Между тем, в адрес Азата Перуашева прозвучали обвинения, что строительство предлагаемого им дешевого жилья повлечет за собой новую проблему — усилит переток населения из сел в города. На этот счет Данияр Ашимбаев говорит, что рост миграции из села в город провоцируют не идеи по строительству общежитий, а достаточно «депрессивная» ситуация в региональных экономиках.
— Отсутствие социальных перспектив, проблемы коррупции, сложности открытия малого и среднего бизнеса, сложности доступа к образованию, высокая рождаемость и избыточное предложение рабочей силы — все это приводит к тому, что люди едут в города. И прежде всего это неквалифицированная рабочая сила, не охваченная государственной политикой.
Мы видим много людей, живущих в киосках, а иногда и в машинах — те, кто занимается частным извозом, встречаются и живущие по 20 человек в одной комнате.
Эта проблема республики. Построив общежития только в Алматы и Астане, мы ее не решим, но хоть немного снимем «остроту», — говорит политолог.
В то же время, по его убеждению, правительству сегодня нужно принимать серьезные шаги по развитию региональных экономик.
— В Алматы сегодня едут люди из Жамбылской, Южно-казахстанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанкой, Алматинской, Карагандинской областей.
У нас точек роста не так много осталось. И если мы не хотим превратить крупные города в гигантские общежития, нужно решать проблему
на местах. Ведь дальнейшее накапливание социально неустроенного населения, не имеющего жилья, социальных перспектив, работающего на самой низкооплачиваемой работе, приведет к криминализации, росту алкоголизма и наркомании, религиозной радикализации, политическому экстремизму, а также к развитию игорного бизнеса и появлению криминальных структур. Но раз мы не можем побороть проблему коррупции, нужно находить хоть какую-то альтернативу. Поэтому в предложении партии «Ак жол» я ничего предосудительного не вижу, — уверяет Ашимбаев.
Политолог Замир Каражанов, напротив, считает, что массовое строительство общежитий принесет хаос и смуту в казахстанское общество, усилив радикализацию, бытовое насилие, преступность, в том числе и подростковую, а также негативно скажется на рождаемости.
— Мы часто слышали красивые истории, как в СССР все дружно жили одним домом. Но имели место и такие случаи, когда соседи попросту ненавидели и с трудом переносили присутствие друг друга. Если уж рассматривать коммуналки, то надо помнить, в какой исторический период они возникли. Это были времена послевоенной разрухи, ни кола ни двора, но жить где-то было надо. И коммуналки на тот момент стали спасением. Многие думали, что уж лучше жить так, чем на улице.
Но мы то живем не после войны, нельзя сегодня просто взять и как на машине времени переместиться назад
— это будет иметь необратимые плачевные последствия, — уверен он.
В качестве примера Каражанов приводит гетто в Рио-де-Жанейро, состоящее из бараков для бедных слоев населения. За много лет они разрослись, теперь с преступностью и наркотрафиком, которые процветают внутри гетто, не могут справиться ни полиция, ни армия.
— В коммуналке неблагополучная среда усиливается. Как и суицидальные настроения. В здоровой среде люди не склонны совершать самоубийства, а , понятие здоровой среды, как мне кажется, коммунальная жизнь не предусматривает, — уверен он.
Политолог недоумевает, почему в Казахстане сегодня сдается в эксплуатацию только около 6 млн кв. метров жилья, в то время как в советском Казахстане, по его данным, сдавалось 9 млн кв. метров жилья.
— Почему мы не в состоянии догнать советские показатели? Почему не ставим вопрос о жилье как об основной потребности граждан Казахстана?
Задача государства — сделать эту потребность доступной для населения — чтобы жилье и по цене было приемлемо, и по комфорту оптимальное. Получается, мы Советский союз ругаем при любом удобном случае, а на деле возвращаемся в советское прошлое. Это совершенно неправильно! Нам надо двигаться вперед, в том направлении, куда движется весь мир. Но наше правительство почему-то привыкло выбирать меньшее из зол, — говорит политолог.
И хотя Каражанов согласен с тем, что негативные отзывы пользователей Facebook по поводу предложения Перуашева — это мнение далеко не всех казахстанцев, все же категорически против этой идеи.
— Большинство не высказало своего мнения касательно внедрения в стране «коммунального жилья». Поэтому говорить, что идея «не понравилась», наверное, неправильно. Но и
утверждать, что остальное население вне Facebook непременно поддержит идею Перуашева, мы не можем.
Возможно, противников окажется больше. Если мы стремимся к объективности, нужно проводить какой-то соцопрос среди населения для выяснения общественного мнения. Но как у нас эти опросы проводятся и для кого — это отдельная тема, — заключает Каражанов.