Растет число трудоустроенных выпускников вузов, сообщила официальная статистика. Но эксперты уточняют — это всего лишь результат замещения ими ушедших на пенсию работников. Поэтому радоваться рано. Увеличить число трудоустроенных помогло бы массовое внедрение дуального обучения. Но тогда надо переделывать систему образования.
Показатели трудоустройства выпускников после окончания ВУЗов демонстрируют тенденцию к улучшению. По данным finprom.kz, из 100,2 тысячи выпускников ВУЗов и ТиПО в 2016 году трудоустроились 87,7 тысяч, или 88%.
Доля трудоустроенных выпускников ВУЗов составила 83%, или 29,5 тысяч человек — годом ранее уровень оценивался в 78,2%.
Среди окончивших ТиПО доля трудоустроенных резко возросла с 82% в 2015 году до 90% в 2016 году и составила 58,1 тыс. человек. По плану государственной программы развития образования и науки (ГПРОН), к концу 2017 года данный показатель достигнет уровня 85% в ВУЗах и 92% в ТиПО.
Однако представленные в отчете данные не вызвали особого энтузиазма у историка Владимира Осколкова, который нашел им логическое объяснение.
— К примеру, что трудоустроилось 60 тысяч выпускников ТиПО и 29,4 тысячи выпускников в 2015 году — это конечно хорошо. Но ведь в том же году 120 тысяч человек вышло на пенсию. Стало быть, взаимозамещения не произошло
Если подумать, напрашивается вывод, что мы могли бы устроить еще больше людей
Поэтому, взглянув на цифры, кричать «ура» еще рано, надо выяснить, за счет чего это происходит, — отмечает он.
При этом Осколков все же подчеркивает, что востребованность специалистов, окончивших вузы, сегодня возросла. Тем не менее, основной проблемой остается то, что система казахстанского образования на сегодняшний день отстает от запросов работодателей.
— Как ни крути, образование у нас инертно. Допустим, компании требуется токарь на какой-то станок. Исходя из этих потребностей министерство образования разрабатывает и утверждает программу. Пишутся методички, затем все это внедряется в процесс: вузы оснащаются необходимым оборудованием для практики. Все это длится года два-три. А за это время компании обзаводятся уже другими, более модернизированными станками, — рассказывает эксперт.
Ввиду такого отставания образовательного процесса дуальное обучение играет положительную роль во взращивании молодых специалистов. И в Казахстане, по данным finprom.kz, активно стараются привлекать работодателей к процессу подготовки кадров. В частности, сегодня 2433 предприятия обучают на производстве 27,3 тысячи студентов по приоритетным направлениям ГПИИР совместно с 421 колледжами (в 2014 году — 280, а 2015-м – уже 348 колледжей).
Однако, по мнению Осколкова, такой подход имеет свои нюансы.
— Дуальное образование, которое сегодня предлагается, очень узкое и связано с конкретной местностью и производством. В восточном Казахстане у нас, к примеру, доминирует цветная металлургия — соответственно, дуальное обучение преобладает в этой сфере. В итоге, у человека, желающего пройти дуальное обучение, ограничен выбор, — отмечает он.
Кроме того, по словам Владимира Осколкова, учитывая, что учащиеся на грантах студенты составляют меньшинство, а большинство обучаются на платной основе, введение дуального обучения в вузах предполагает определенные реформы в системе образования.
— У нас и средних возраст учащихся ниже, чем в западных и европейских странах — там он составляет 27 лет
Люди в этом возрасте подходят к выбору специальности сознательно, где-то предварительно поработав. У нас же 18-летние парни и девушки, закончив школу, не всегда способны сделать правильный выбор. Они по сути пересаживаются с одной скамьи на другую, не очень понимая, какие предметы им нужны в дальнейшем. А учитывая то, что дуальное обучение предусматривает выделение большего количества времени на учебный процесс, а возможно и дополнительный год,
людям, обучающимся на платной основе, это может «ударить по карману», так как стоимость обучения в этом случае увеличится,
— утверждает Осколков.
Он также отмечает, что по некоторым специальностям дуальное обучение и вовсе будет сложно внедрить. Сегодня оно в основном запускается по техническим специальностям и в крупных вузах страны.
— По такой специальности, как, к примеру, регионоведение, даже место для прохождения практики найти непросто, не говоря уже о дуальном обучении. Хотя им это необходимо. В педагогике также не помешало бы внедрить дуальное обучение, — отмечает он.
По его словам, попытка втиснуть пятилетнюю советскую модель образования в рамки бакалавриата стала в итоге главной ошибкой минобразования.
— Степень бакалавра гораздо ниже. Вот я в свое время закончил вуз и сразу же получил право осуществлять преподавательскую деятельность. Сейчас же бакалавры не имеют права преподавать — им нужно закончить магистратуру. Да и практика значительно меньше времени занимает. В свое время, когда я учился в университете, у нас практика длилась несколько месяцев, а помимо нее были разные практики в течении всего периода обучения.
Сейчас же студенты практикуются 1-2 недели на первом курсе, а также проходят производственную практику 4-8 недель на четвертом курсе. Этого мало,
— рассказывает он.
По его убеждению, сегодняшние инвестиции, направляемые государством на развитие дуального обучения, не дают достаточного выхлопа. Чтобы массово его внедрять, нужно учесть все нюансы и проанализировать результат.
— Нужно в первую очередь определить, для чего мы это делаем. Только после проведения анализа нужно начинать что-то применять. А у нас сначала делают, потом думают. Конечно, дуальное обучение — дело полезное. Но и чрезмерное рвение в данном случае ни к чему, — заключает историк.