Айдос Сарсембаев уехал в Италию за качественным образованием и первый год даже сторонился итальянцев — они казались ему чужими.
— Расскажите о себе: где вы родились, в каком городе жили и чем занимались до переезда?
— Как и любой казах, я, наверное, номад. Когда мне исполнился год, моя семья переехала из Алматы в Кокшетау. Несмотря на то что считаю себя парнем из северного Казахстана, после окончания школы я вернулся в южную столицу. Там отучился по специальности «Приборостроение» и закончил магистратуру. Параллельно с учебой устроился инженером на работу в местную компанию. Работал на руднике Южно-Казахстанской области вахтовым методом: 15 дней учился, 15 работал.
— С чем был связан переезд в Италию?
— Захотелось поменять жизнь, чего-то нового. Можно сказать, что не я выбрал Италию, а Италия выбрала меня. Что интересно, недавно моя мама нашла среди елочных игрушек мозаику — в детстве я собрал её, склеил скотчем и на обороте подписал: «Made in Italy». На картинке был изображен Колизей.
В Италии я поступил в докторантуру по известной образовательной программе Erasmus Mundus. В рамках программы есть подпрограмма, направленная на обучение технических специалистов из Средней Азии. Я подал документы, несмотря на то что мои результаты IELTS давно истекли, в три университета разных стран, но меня приняли в Генуе, потому что местный координатор специализировался именно на робототехнике.
По данной программе обмена изначально я должен был приехать сюда на 10 месяцев. Но тогда в ней был бардак, я не мог поехать туда как студент по обмену, так как уже закончил обучение в Казахстане. Тогда я обратился к местным координаторам, объяснил ситуацию и они предложили зарегистрироваться у них. Регистрация стоила всего 140 евро, плюс ко всему образование в Европе бесплатное, а позже я получил стипендию вуза. Но самым значимым стало, что именно в Италии я встретил свою будущую жену, которая тоже приехала учиться. Так мы здесь и остались.
— Тяжело ли было менять привычный образ жизни? Как прошла адаптация к новой стране?
Изначально об Италии я знал только то, что касалось футбола. В моем багаже было два слова: «ciao» и «gracias». Как потом оказалось «gracias» – это вовсе и не итальянское, а испанское слово.
В Италии меня встретила солнечная погода, улыбающиеся люди и два казаха, которые уже учились там по этой же программе. Первое, что бросилось мне в глаза — вокруг не было итальянцев. Я шел по улице, мне встречались выходцы из Африки, Китая, Бангладеша, Индии, но я не видел коренных жителей страны. Итальянцы встретились только спустя некоторое время.
— Расскажите смешной случай из вашей жизни в Италии.
— Что первым делом делает казах, приехавший в Италию? Конечно же едет в магазин шопиться. Я купил себе новые джинсы, мне нужно было их ушить и я зашел в ближайшее ателье. А мастера по пошиву одежды в большинстве своем китайцы. Картина такая: сидят двое китайцев, захожу я, другой азиат, меня приветствуют на китайском. Объясняю им, что не китаец, из Казахстана. Они долго думали, где это. Я удивился: «Ребята, вы чего! Казахстан граничит с вашей страной». И тут одного из них осенило: «А, Казахстан чина, чина!». Я предположил, он говорит, что Казахстан это Китай. Тогда с угрожающим выражением лица ответил: «Казахстан но Чина». Вернувшись домой, спросил своих соседей, что означает «чина», и они мне объяснили, что на итальянском «vicino» — «рядом». Только тогда до меня дошло, китаец имел в виду, что Казахстан находится рядом с Китаем.
— Расскажите о городе, в котором живете.
— Этот город незнаком широкой публике, но, наверное, известен фанатам футбола, потому что здесь расположены два знаменитых футбольных клуба. Генуя — родина Колумба, именно здесь появился первый коммерческий банк в мире.
Если говорить о генуезцах, то многие итальянцы их недолюбливают. Скорее всего, потому что Лигурия (область, где расположена Генуя — прим. ред.) была дважды завоевана французами. Здесь сформировался микс французской и итальянской культур, поэтому лигурийцы менее экспрессивные. Южные итальянцы считают их закрытыми и не понимающими юмора.
— С какими трудностями пришлось столкнуться, а что было легко?
— Мне кажется, в плане социальной интеграции Италия неудобная страна. Здесь очень тяжело влиться в общество, не зная языка. Подавляющая масса населения говорит только на итальянском. И это объяснимо —
страна развита, у них все производится, потому нет необходимости учить английский
Самая большая сложность была в том, что по приезду я не знал итальянский, а нужно было решать много вопросов: искать квартиру, оформлять документы. Было сложно адаптироваться к новой культуре. Элементарно,
мне иногда было непонятно, зачем незнакомые люди мне улыбаются, здороваются
Но и приятных вещей тоже было много. Допустим, солнечная погода в январе, возможность прогуляться у моря.
Еще интересно, состоятельные люди здесь довольно скромны. Я знаю местных, владеющих целыми подъездами, но они одеваются просто и скромно. Кроме того, здесь очень большая прослойка среднего класса, а значит нет пропасти между богатыми и бедными. В Италии, да и в целом в Европе, кардинально меняется мировоззрение.
И да, здесь легко путешествовать. Так, за 9 евро мы с супругой купили билеты до Парижа.
— Как к вам относятся местные?
— Первое время я сам был довольно закрытым. Мне казалось, что всё не так, как у нас, все не очень. Я общался больше с нашими ребятами из СНГ. Только на второй год я стал «вливаться». Можно сказать, что футбол содействовал этому. Я стал принимать участие в местных матчах, так образовался свой круг друзей.
— Назовите лично для вас самые большие различия между Казахстаном и Италией?
— Очень много бюрократии. В Италии её больше, чем у нас. К примеру,
подключение к Интернету здесь может занять около двух месяцев, в то время как в Казахстане это занимает несколько дней
Очень часто документооборот уходит в «долгий ящик», так как итальянцы сами по себе неторопливы. Но мы с женой уже привыкли и даже как-то философски стали подходить к этой особенности. Действительно, а зачем куда-то торопиться? Можно ведь пообщаться с человеком, который также стоит в очереди.
Вместе с тем здесь мало агрессии, недовольства. За четыре года я ни разу не видел, чтобы люди дрались или яростно ругались. Они любознательные и культурные. Здесь очень много книжных магазинов, а в них всегда много народу.
Итальянцы трепетно относятся к еде. Как они сами говорят, у них четыре любимые темы: еда, политика, футбол и секс. Чаще всего секс смешивается с политикой, политика смешивается с футболом, и всё это они обсуждают за едой.
— Собираетесь ли вы возвращаться в Казахстан?
Буду честен, я не вижу себя в Казахстане. Но и на Италии останавливаться не планирую. Здесь я открыл для себя новый принцип жизни – не ограничивать свои цели какой-либо страной. Увидев здесь качественное образование и условия жизни, мне захотелось, чтобы и мои будущие дети имели возможность это все получить.