Стоит ли ждать введения прямой выборности акимов и станет ли это благом для страны в целом? На эти вопросы на портале ia-centr.ru ответили известные эксперты.
Недавно лидер партии «Ак Жол» Азат Перуашев на заседании Коалиции демократических сил предложил внедрить прямые выборы акимов населенных пунктов. При этом, по замыслу Перуашева, главы региональных и районных администраций (включая акимов Астаны и Алматы) должны, как и прежде, назначаться сверху — во избежание сепаратизма и появления «удельных князьков».
На сегодняшний день в Казахстане акимы сельских округов, сел и городов (кроме Астаны и Алматы) избираются населением, но не прямым путем, а через депутатов районных маслихатов.
Кандидат юридических наук, конституционалист Мереке Габдуалиев напомнил: еще в начале 2015 года глава государства поднимал вопрос о прямых выборах акимов мелких административных единиц.
«Изменение пункта 87-й статьи Конституции, предусматривающее, что «акимы иных административно-территориальных единиц назначаются либо избираются, а также освобождаются от должности в порядке, определяемом законом», означает следующее. Во-первых, если ранее кадровый вопрос в отношении нижестоящих акимов регулировался на уровне указа президента, то теперь Конституция этот вопрос «переадресовывает» на уровень парламентского законотворчества, —
отмечает эксперт. —
Во-вторых, на уровне закона будет регламентирована модель выборности сельских акимов – косвенные либо прямые выборы. В-третьих, и это самое главное, уверен, что в законе «О местном государственном управлении» однозначно сохранится механизм, когда президент либо вышестоящий аким будут вправе освобождать сельских акимов от должности, даже если последние и будут избираться населением».
Как гласит новая редакция пункта 4 статьи 87 Конституции, президент вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей.
«Нурсултан Назарбаев неоднократно говорил, что в стране необходимо «грамотное проведение децентрализации». «Грамотность» предполагает, что переход к относительно централизованной модели унитарного государства будет обеспечиваться возможностью прямого централизованного управления из Акорды, —
подчеркивает Габдуалиев. —
Более того, у президента сохраняется конституционное полномочие по введению чрезвычайного положения на территории страны либо в отдельных ее местностях. Не нужно также забывать, что
в стране есть суд, куда можно «за руку» привести акима, пусть даже выборного»
По мнению эксперта, слишком резкое расширение местного самоуправления может повлечь за собой риски национальной безопасности, что государство осознает.
«Полагаю, что процесс выборов нижестоящих акимов будет соответствовать двум важным признакам. Во-первых, эти выборы будут «предсказуемы» для Акорды и областных акимов. Но в то же время, и это во-вторых, кадровый состав выборных акимов будет учитывать особенности социально-политического и национально-демографического состояния отдельных регионов Казахстана.
А население на местом уровне, которое из года в год становится все более политически активным, будет оказывать влияние на корректировку планов по электоральному процессу», —
выражает уверенность эксперт.
Как считает политолог Султанбек Султангалиев, следовало бы ввести выборность не только акимов сельских округов и городов, но и районов.
«Выборность акимов – естественный шаг на пути демократизации общественно-политической жизни и повышения ответственности властей перед народом. Излюбленной «отмазкой» в данном вопросе является тезис о том, что «народ не дорос до этого». Но
если мы «доросли» до выборов президента и парламента, то с кандидатурами на пост акима население тоже разберется
Другой вопрос заключается в том, акимов какого уровня стоит выбирать. На мой взгляд, наиболее оптимальным был бы вариант выборности управленцев сельских округов, районов и городов. Назначение акимов областей должно пока остаться за главой государства, —
отмечает политолог. —
Опасения насчет того, что побеждать будут безответственные популисты – лишь дымовая завеса страха нынешних управленцев перед конкуренцией»
Непрямые выборы местных акимов — лишь шаг на пути к прямой выборности, однако в Казахстане он затянулся, констатирует директор Экспертно-проектного бюро общественно-политических процессов Уразгали Сельтеев.
«Во многом от руководителей местного уровня зависит эффективность и четкость реализации стратегий и программ, разрабатываемых в центре. Как известно, именно исполнение часто «хромает». Надо понимать, что реальный процесс управления идет на низовом уровне», —
подчеркивает Сельтеев.
Со слов эксперта, ныне сельскими акимами зачастую работают экс-сотрудники райакиматов, плохо знающие обстановку во вверенных им селах и не имеющие достаточного опыта «полевой» работы. Также кресла сельских акимов часто занимают вчерашние выпускники вузов, желающие приобрести минимально необходимый опыт для перехода на должность повыше. Введение прямой выборности местных акимов решит эти и другие проблемы, считает Сельтеев.
«Во-первых,
это позволит в значительной степени снять социальное напряжение на местах, повысит общественное доверие к власти и госорганам в целом
Ведь ответственность во многом переложится на самих жителей, на их выбор. Во-вторых, это может серьезно оживить партийное поле. Электоральные кампании по всей стране позволят конкурировать как парламентским, так и внепарламентским партиям.
В-третьих, решится проблема нехватки руководящих кадров. То есть будет реализован полноценный рекрутинг из партийных структур, из числа активной общественности, даже людей из бюджетной сферы, но уже на конкурентной основе. В-четвертых, введение еще одного электорального канала может создать полноценную конкурентную систему социальных и политических лифтов», —
подчеркивает глава бюро.
По мнению Сельтеева, опасаться излишней децентрализации в результате прямых выборов местных акимов точно не стоит.
«Выборы ограничиваются низовыми звеньями. И вертикаль на областном и районном уровнях очень жесткая. К тому же, надо понимать, что есть партийный ресурс.
«Нур Отан» попытается активно включиться в процесс продвижения своих кадров и представителей. При этом имея мощную ресурсную базу, партия власти будет одерживать победу. Поэтому значимых рисков это не несет. Роль центральной власти никак не снизится», —
резюмирует политолог.