Акции протеста в Минске не просто были хорошо продуманы — они еще и были отрепетированы прямо под носом у властей.
Прошедшие в минувшие выходные акции протеста в очередной раз подтвердили, что в любом государстве, независимо от его уровня социально-экономического и политического развития, могут быть реализованы проекты, угрожающие национальной безопасности страны.
Регулярно проводимые в разных городах Беларуси (Минске, Гомеле, Витебске, Гродно и Бресте) акции протеста стали своеобразной лакмусовой бумажкой общественных настроений и «профессионализма» местных властей.
При этом действия организаторов акций носили достаточно профессиональный характер. И если на первых порах были видны недоработки в виде отсутствия «нужных» лозунгов, ораторов, участников и т.д., то в последствии уровень организации повысился.
Так, например, в Бресте с 19 февраля 2017 года каждое воскресенье проводились «Марши нетунеядцев». Для организаторов эта периодичность позволила провести слаживание звеньев, задействованных в проведении мероприятия. По большому счету, все приемы, использованные организаторами акций, очень напоминают некоторые разделы книги Джина Шарпа «От диктатуры к демократии».
Во-вторых, еженедельное проведение акции позволило проводить работу над ошибками. Тем самым организаторы протеста к 25 марта могли провести намеченные мероприятия на более высоком профессиональном уровне.
В-третьих, проведение акций протеста на регулярной основе в разных городах страны позволило организаторам изучить не только настроения в обществе, но и определить наиболее «жестких» и нерешительных представителей власти на местах. В соответствии с этим, в разных городах страны выбиралась тактика действий.
Кроме этого, организаторам удалось подготовить агитпродукцию (плакаты, флаги), лозунги, определить, кто из активистов может выступить с заявлением, кто сможет оказать квалифицированную юридическую, медицинскую и иную помощь, а кто будет отвечать за привлечение в нужное время и место представителей СМИ (как отечественных, так и зарубежных).
И, наконец, организаторы выяснили настроения разных социальных групп в регионах. Тем самым за короткий промежуток времени была проведена подготовительная работа на местах с учетом существующих реалий.
Ясно, что все акции находились на постоянном контроле местных властей. При этом вся информация поступала в Минск. Однако, за отведенное время (а акции протеста продолжались с февраля месяца каждые выходные) органы власти так и не смогли выработать так называемый «рецепт». В результате был допущен ряд ошибок.
Во-первых, своим бездействием городские исполкомы, где регулярно проводились «воскресные» акции протеста,
создали для организаторов шествий своеобразные экспериментальные площадки, на которых беспрепятственно оттачивалось мастерство «активистов»
Во-вторых, местные органы власти не смогли/не сумели установить контакты и организовать диалог с организаторами акций протеста. А значит, при отсутствии диалога исполкомы начинали терять контроль над ситуацией. При этом все их действия в большинстве своем носили характер «post factum».
В-третьих, своим бездействием, а также своим дистанцированием от общественности городские исполкомы фактически делегировали участникам акции власть. Пускай на время проведения акции, но и это уже показатель. Это почувствовали как организаторы акций, так и общественность, которая стала больше доверять оппозиции, нежели органам власти.
Таким образом,
местные органы власти в течение полутора месяцев сумели потерять авторитет в глазах общественности, спрятавшись в своих кабинетах,
ожидая распоряжения из Центра, и будучи уверенными в мастерстве ОМОНа. Несмотря на наличие большого административного ресурса, вкупе с привлечением правоохранительных органов, органы власти фактически потеряли контроль над ситуацией, став ее заложниками.
Организаторы акций протеста постоянно мониторили действия властей, пытаясь определить наиболее слабые места. Одним из примеров является процесс подачи заявок на проведение митингов. Так, незадолго до 25 марта организаторы акции заявили о намерении провести одновременно две акции: традиционный праздник оппозиции «День воли» и «Марш нетунеядцев». Было подано сразу несколько заявок от разных организаций.
В свою очередь горисполком Минска разрешил заявителям уличной акции 25 марта провести «День воли» в парке Дружбы Народов недалеко от площади Бангалор. Это не устроило организаторов акции, и они отозвали свою заявку. Аналогичным образом поступили и другие заявители.
В этом случае основной причиной отзыва заявок стала двукратная отмена встречи представителей исполкома с заявителями. Кроме этого исполком не поставил заявителей в известность о своем решении в оговоренный законом пятидневный срок до начала акции.
При этом председатель минского горисполкома Андрей Шорец накануне акции заявил по ТВ, что, так как все организаторы акции «Дня воли» отозвали свои заявки, то «…любые мероприятия в городе Минске…будут признаны незаконными».
Таким образом
организаторы акций достигли как минимум три цели. Во-первых, они сделали местные власти виновными
в связи с отсутствием письменного запрета на проведение мероприятий. Во-вторых, организаторы акций стали владеть ситуацией, чего не скажешь про местные власти даже при наличии подразделений ОМОНа. В-третьих, отозвав свои заявки, они поставили минский исполком в подвешенном состоянии, так как стало непонятно – будет ли проводиться акция протеста – или нет, где она будет проводиться и как.
Продолжение следует