Пока показатели валового внутреннего продукта остаются низкими, малый и средний бизнес будет в регрессии, говорят эксперты. При этом не давая утешительных прогнозов по ВВП.
Число предприятий малого и среднего бизнеса в Казахстане идет на спад. Согласно данным статкомитета, за один год в стране закрылось больше 70 тыс. малых и средних предприятий. В основном рынок покинули игроки торговой и строительной сферы. Называть такую тенденцию кризисом эксперты не спешат. Однако предупреждают, что если показатели внутреннего валового продукта продолжат снижаться и в 2017-ом, то малый и средний бизнес ждет неизбежный упадок.
Кризисная зачистка: мелкий бизнес несет серьезные потери
По мнению экономиста Жараса Ахметова, из-за низкого ВВВ в стране падает общая деловая активность. Из-за этого в первую очередь сокращаются возможности для малых и средних предпринимателей, уменьшаются также как заказы, так и сами товары для сбыта. При этом, по итогам 2016 года эксперт отмечает медленный рост показателей внутреннего валового продукта и, как результат, сужение рынка малого и среднего бизнеса.
– У нас ВВП в 2016 году, по предварительным данным, вырос на 1%. Для развивающейся казахстанской экономики это очень мало,
– говорит экономист Жарас Ахметов. – Соответственно, по кому это в первую очередь бьет, кто менее устойчив в бизнес среде? Малый бизнес. Низкий рост ВВП означает, что уменьшаются объемы заказов, уменьшается размер рынка, на котором они реализуют свои товары и услуги. Это приводит к сокращению малого бизнеса. Меры государственной поддержки – микрокредиты, кредиты фонда «Даму» не решают главных проблем. А главная проблема – это низкая величина экономического роста. К тому же, есть вопрос ограниченности средств государственной поддержки. Эти средства, понятно, не распространяются веером на все субъекты малого предпринимательства. Только на те, которые прошли какое-то «сито», отбор. Государственная поддержка есть, а субъектов нет. Поэтому меры государственной поддержки неэффективны.
Курс тенге раскачивается, рынок становится «горячее»
Говоря о показателях ВВП на новый 2017-й год, другой казахстанский экономист Айдархан Кусаинов отмечает возможность роста. Однако и в этом случае надеяться на спасение малому и среднему бизнесу не приходится.
– Проблемы еще не до конца решены, мы еще не вышли на устойчивый рост, – говорит экономист. – Сейчас у нас не растет ВВП. Когда упали цены на нефть, тогда наша экономика чуть не рухнула. Рост ВВП на 2018 год планируется за счет нефтяного сектора.
В 2017 году рост ВПП будет в горнорудном секторе, где малого и среднего бизнеса как раз нет
Поэтому снижение показателей малого и среднего бизнеса продолжится.
Экономистов в случае с малым бизнесом волнует долгосрочная перспектива. Текущие показатели в виде ухода 6% игроков с рынка — ни что иное, как естественный отбор, рассуждают эксперты. Кроме того, аналитики уверены, что это лучше, чем искусственное содержание мелких предпринимателей государством.
Тенге поднимется до 295 за доллар через 2 года — Bloomberg
– Для малого бизнеса это нормально. Можно говорить, что 6% закрывшихся предприятий (малого бизнеса – прим. автора) – это нормально, но вопрос очень спорный, – говорит экономист Айдархан Кусаинов. – У нас очень много неработающих субъектов малого бизнеса, «пустышки». Вполне вероятно, что в 2016 году часть из них была закрыта. И цифры эти совершенно не судьбоносные. Я давно говорил, что государственная поддержка малого и среднего бизнеса у нас неэффективна.
Многие предприятия малого и среднего бизнеса, которые поддерживаются, уже давно должны были умереть
Незачем их искусственно удерживать на плаву. В этом случае можно оценивать господдержку лишь как метод сохранения количества МСБ, но на деле это очень проигрышная работа.
Эффективность поддержки малого и среднего бизнеса не в количестве предприятий, а в том, чтобы он развивался и рос
С этой точки зрения меры господдержки в принципе неэффективны с самого начала.
Прогнозируя нынешний 2017-й год, мнения обоих экономистов сходятся в том, что ожидать роста в секторе малого и среднего бизнеса не стоит. Мало того, эксперты не исключают и обратный процесс.