Эрдоган попытался получить 3,5 млн голосов в Германии для своей конституционной реформы, но там его ждал холодный душ. До недавнего времени толерантные власти Германии, Австрии и Нидерландов запретили турецким официальным лицам вести политическую пропаганду на своей территории.
Как известно, проект изменений в Конституцию Турции, предполагающих введение в стране президентской системы правления вместо парламентской, внесла в парламент правящая Партия справедливости и развития (ПСР). Поправки, которые в случае одобрения на референдуме в апреле вступят в силу с 2019 года, существенно расширяют полномочия президента.
Главное новшество — упразднение должности премьер-министра. Поправки дают президенту право назначать вице-президентов, министров и высокопоставленных чиновников
Депутаты парламента от ПСР и большинство депутатов от националистической Партии национального движения (ПНД) выступили в поддержку проекта, в то время как стоящие в оппозиции Левоцентристская Народно-республиканская партия и прокурдская Партия демократии народов выступили против, обвинив Эрдогана в стремлении к установлению единоличной власти.
Напомним, что 21 января 2017 года турецкий парламент одобрил законопроект о внесении поправок в конституцию Турции, расширяющих полномочия президента страны.
Ситуация с агитацией турецких должностных лиц на территории Германии изменилась сразу после 27 февраля 2017 года, когда турецкие власти арестовали немецкого журналиста турецкого происхождения Дениза Юджеля в Стамбуле. Корреспондент немецкой газеты «Die Welt» подозревается турецкими властями в «участии в террористической организации, неправомерном использовании данных, пропаганде терроризма».
В одном из своих выступлений
Эрдоган открыто назвал Юджела немецким шпионом,
так как он имеет двойное гражданство Германии и Турции, а также является пособником курдов. Многие считают, что претензии Анкары к журналисту вызваны публикациями, в которых он использовал личную переписку министра энергетики Берата Албайрака.
Реформа Конституции оживит вертикаль власти — Сулейменов
В свою очередь канцлер Германии Ангела Меркель потребовала от Анкары освободить Юджеля и соблюдать свободу СМИ. Однако ситуации не изменилась.
После этого в Германии на уровне местных властей стали чиниться преграды для проведения агитационных встреч должностных лиц турецкого правительства с турецкой диаспорой
Параллельно с этим в Германии усилились протесты против подобных мероприятий, которые немецкие политики называют «турецкой госпропагандой на немецкой земле» и «рекламными шоу Эрдогана».
Заявления турецких должностных лиц не остались без ответа со стороны немецких политиков. Так, заместитель председателя партии ХДС (Христианско-демократический союз) Юлия Клекнер заявила, что «Эрдоган действует как капризный ребенок, который не может достичь своего».
Генеральный секретарь ХСС (Христианско-социального союза) Андреас Шойер назвал Эрдогана «деспотом с Босфора, совершившим чудовищный промах». Эту линию продолжил премьер-министр Баварии и председатель ХСС Хорст Зееховер, который заявил, что нельзя идти на поводу и сотрудничать с одиозными авторитарными правителями.
Конституционная реформа в Казахстане важна для России — эксперт
Между тем Анкара заинтересована в голосах большой турецкой диаспоры (около 3,5 млн чел.), проживающей в Германии и имеющей право выразить свою позицию на предстоящем апрельском референдуме. И это понятно: ожидаемая реформа должна значительно усилить полномочия Эрдогана, что критики называют отходом от принципов демократии.
И хотя канцлер Германии Ангела Меркель не выступила с ответным заявлением, это сделал ее коллега из соседней Австрии. Так, федеральный
канцлер Австрии Кристиан Керн призвал ввести запрет на ведение турецкими политиками пропагандистских кампаний во всех странах ЕС
В итоге, несогласованное официально, но единодушное решение Австрии, Германии и Нидерландов – трех европейских стран, где проживает наиболее многочисленная турецкая диаспора, — стало контрастным душем для Турции.
Кроме этого, занятая позиция свидетельствует о начале процесса перехода от политики толерантности к занятию более жесткой линии в вопросах внутренней политики и отстаивании своих национальных интересов. В этом плане ужесточение позиции одних из ведущих европейских стран стало неожиданностью для Турции, уже привыкшей к разного рода уступкам по отношению к себе.