Принятые 26 поправок в 19 статей Конституции РК не стоит переоценивать — до следующего созыва мажилиса они вряд ли будут работать.
Так считает политолог Максим Казначеев, обсудивший реформу основного закона страны с порталом sayasat.org.
Стоит ли ожидать кадровые перестановки вслед за обновленным основным законом страны?
Не надо придавать большого значения произошедшим конституционным изменениям, что они якобы могут повлиять на кадровую политику. Они достаточно периферийны к функционированию политической системы, поэтому особых изменений по кадрам я не ожидаю.
Изменится ли партийно-политическое поле в свете реформы?
До следующего избирательного цикла ничего не изменится. Только если не будет принято решение о новых внеочередных парламентских выборах. А
пока в партийно-политическом поле изменений тоже не будет
По большому счету они могут быть, но я бы не стал связывать их с последними изменениями. В любом случае властям принимать решение о целесообразности или не целесообразности функционирования провластных партий. Если будет принято решение о сокращении, то это будет рациональный шаг, но его не стоит связывать с изменениями в конституцию.
По мнению сенатора Дархана Калетаева, поправки начнут работать после выборов. Вы тоже считаете, что сейчас изменения не рабочие?
Поправки имеют смысл только в рамках следующего избирательного цикла
Но обычно выборы не проходят в конституционные сроки. Я думаю, что они будут проведены за год до завершения полномочий существующего мажилиса.
Какое можете дать резюме поправкам?
Изменения лишь косметически меняют существующую процедуру принятия решений. Они имеют смысл только в рамках нахождения Нурсултана Назарбаева на занимаемом посту. Надо быть реалистом и понимать, что преемник – новый президент — напишет новую конституцию. Это уже вопрос времени. Именно по этой причине
я бы не стал придавать большого значения изменениям, которые были приняты в последние полтора месяца
Было ли окно Овертона в ходе дискуссии и обсуждения поправок?
Дискуссии как таковой я не увидел, как и не увидел политических субъектов, которые высказались бы против поправок. Скорее был набор инициатив. А то, что предлагалось, было заранее заложенным вектором смягчения и не более того. Он уже предполагался на самом начальном этапе.
Это, скажем так, допустимый ущерб, который Акорда посчитала возможным внести в политическую повестку
Дискуссия была срежиссированной, и поэтому не приходится говорить, что там было какое-то пространство для предметного обсуждения.