Алик Айдарбаев пробыл на посту акима Мангистауской области более 4 лет, но за это время ему так и не удалось диверсифицировать экономику региона.
Нефть по-прежнему является основной и чуть ли не единственной ее составляющей. А потому показатели его работы напрямую зависели от мировых цен на сырье, которые с 2013 по 2016 год упали более чем в 2 раза.
Мангыстауская область является вторым по важности нефтеносным регионом Казахстана, но не самым лучшим в плане перспективности.
Разрабатываемые тут месторождения в большинстве своем старые. Региону необходимо искать другие пути развития,
которые позволят ему зарабатывать деньги на чем-нибудь, кроме нефти.
На поиск новых направлений у Алика Айдарбаева было более четырех лет. Да и время было подходящее: большая часть этого времени прошла под знаком снижения цен на нефть. Но экономика региона существенных изменений не претерпела. Как результат: социальная напряженность в Мангыстауской области, о которой в Казахстане говорить вслух не очень принято.
Одна из причин массовых недовольства – высокая безработица. В феврале 2017 года официальные данные говорили об уровне в 1,8% — этот показатель в 2,5 раза превышает средний по республике. Официально в органах занятости зарегистрировано 5224 безработных – это втрое больше, чем было в 2013 году. На крупных и средних предприятиях региона численность работников за это время снизилась почти на 11,5 тысяч человек.
Проблема не только в том, что люди теряют рабочие места, а в том, что для них не создаются новые. По официальной статистике, за время правления Айдарбаева в Мангыстауской области было трудоустроено 1963 человека, причем половина из них – в январе и феврале 2017 года, когда ситуация в нефтегазовой отрасли стала максимально стабильной с 2013 года. Но даже сейчас
процент трудоустроенных едва превышает 30% от обратившихся
Мами уверенно держит место в пятерке тяжеловесов — Ашимбаев
Проблема трудоустройства связана во многом с тем, что высокую заработную плату в регионе могут предложить только предприятия нефтегазовой сферы. Благодаря им в Мангыстауской области они самые высокие – 273 762 тенге в феврале 2017 года, что на 77% больше республиканского показателя. А потому
многие стремятся работать именно в нефтянке, игнорируя другие варианты
Но даже высокая номинальная заработная плата не делает людей богаче. Так, в 2015 году индекс зарплаты в реальном выражении упал на 7,1%, в 2016 – на 11,3%. Всего за время работы Айдарбаева этот показатель вырос на 2,8%, хотя номинально средняя выплата стала больше на 37,5%.
Что касается цен в регионе, то они гораздо выше, чем в среднем по Казахстану (прожиточный минимум превышает средний на 20,6% — дороже нет нигде), но инфляция в регионе в последние годы не сильно отклонялась от республиканских показателей.
О том, что
найти замену нефти Алику Айдарбаеву так и не удалось,
говорит и снижение доли Мангыстауской области в производстве промышленной продукции республики. В 2013 году вклад региона в показатели Казахстана составлял 12,5%, в феврале 2017 года – 9,4%. При этом ИФО промышленного производства падают с 2015 года, причем темпами, в несколько раз превышающими республиканские. На момент смены акима ИФО в области упало по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (на это время пришелся пик мирового нефтяного кризиса) на 1,9%, тогда как в среднем по Казахстану этот показатель вырос на 4,5%.
Отчасти это связано с сокращением инвестиций. В 2013-14 годах этот показатель вырос на 19,7%, но в тяжелые для нефтяной отрасли годы вложения упали более, чем на треть (хотя в целом в республике они выросли на 8,5%). По итогам 2016 года объем инвестиций в основной капитал в Мангыстауской области составил менее 400 млрд тенге – худший показатель за 5 лет. С 2014 года финансирование сократилось на четверть, а доля региона в республиканских показателях – с 8 до 5,2%.
Впрочем, этот показатель регулярно подогревался ростом ввода в эксплуатацию жилых зданий: количество построенного жилья в период с 2013 по 2016 гг. стабильно росло на 10%. Это опять же меньше, чем по республике, но неплохо для региона, чьи экономические перспективы в это время оставались довольно туманными. Да и до сих пор остаются несколько неопределенными.
До прихода на должность акима Мангыстауской области Алик Айдарбаев занимал руководящие посты в нефтяных компаниях. Поэтому неудивительно, что все 4 года он вел политику, основанную на знакомом ему секторе, фактически не развивая другие направления. Возможно, что этот выбор позволил несколько смягчить падение развития региона при обрушении цен на сырье.
Однако в момент назначения перед ним были поставлены другие задачи. Серик Ахметов, на тот момент занимавший пост премьер-министра Казахстана, призвал Айдарбаева приложить все усилия, чтобы улучшить уровень благосостояния граждан, развить и диверсифицировать экономику региона. Выполнить эти поручения за 4 года теперь уже бывший аким Мангыстауской области так и не смог.