Брошенные на улице младенцы снова шокируют Казахстан. Когда-то в роддомах Алматы начали внедрять бэби-боксы — матери могли оставить нежеланных детей в безопасности и уйти. Потом программу закрыли. Теперь мы находим младенцев на помойках.
Отмена решения о внедрении бэби-боксов в Казахстане приносит свои плоды: в опасных местах всё больше стали оставлять новорожденных детей. И недавний случай с обнаружением ребенка в мусорном контейнере в центре Алматы стал показательным.
Спасение брошенного на тротуаре младенца попало на видео
Между тем, по данным генпрокуратуры РК, в 2016 году по статье «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству» было заведено 15 уголовных дел. В этом году подобных случаев зафиксировано уже 8.
Так верным ли было прошлогоднее решение Министерства здравоохранения и социального развития РК о сворачивании программы бэби-боксов? Ведомство мотивировало это тем, что нововведение будет противоречить статье 60 Кодекса Республики Казахстан «О браке и семье», а также поспособствует росту числа отказных детей. Как можно убедиться, бездействие властей приводит к более плачевным последствиям: последний найденный в мусорном баке Алматы ребенок скончался в больнице. Его мать, уроженка Кызылординской области, была задержана оперативниками спустя несколько часов в общежитии, расположенном неподалеку.
Год ненужных младенцев: чиновники не замечают детские трагедии
Марианна Гурина, президент фонда «Ұлағатты жанұя» отмечает, что бэби-боксы — слишком дорогое вложение для государства, так как сами по себе стоят немалых средств. Так, по некоторым данным, цена одного такого контейнера достигает 10 тысяч евро. При этом, по мнению Гуриной,
государство имеет возможность выделить средства на бэби-боксы, но почему-то этого не делает
Гурина не отрицает, что решение правительства об отмене внедрения этого проекта обусловлено нежеланием иметь отрицательную статистику по отказам от детей.
Депутат призывает установить бэби-боксы в медучреждениях
— Оправданием министерства здравоохранения было то, что вряд ли женщина, которая решится выбросить ребенка, будет искать место, где его можно оставить. Однако, несмотря на это, я считаю, что такой шанс нужно использовать.
А вдруг малышу повезет? Последний случай с выбрасыванием ребенка произошел практически в центре города
Рядом находились и больница, и храм. Если бы девушка была осведомлена, что в таких местах стоят бэби-боксы, у ребенка бы был шанс выжить, — говорит она.
Зульфия Байсакова, председатель правления Союза кризисных центров Казахстана, в свою очередь считает, что решение государства об отмене бэби-боксов основано на международной практике.
— Это позиция международного детского фонда ЮНИСЕФ. Во всем мире считают, что бэби-боксы способствуют тому, чтобы женщины отказывались от своих детей. Тем не менее, пока наше государство не создаст благоприятные условия, чтобы женщина могла спокойно прийти и отдать ребенка в детский дом, дом малютки или в любое медицинское учреждение, ситуация не изменится, — уверена она.
https://365info.kz/2016/08/deti-nashli-telo-mladentsa-v-kapshagae/
И все же, по ее мнению, бэби-боксы можно ввести как временную меру.
— Сегодня у женщин создается представление, что раз государство не создает условий, можно пойти и выбросить ребенка. Особенно меня удивляет в этом случае позиция уполномоченного органа по правам ребенка, его молчаливое согласие с происходящим, хотя они должны во все колокола бить и говорить об этом, предлагая внедрить бэби-боксы хотя бы в крупных городах. На мой взгляд, это был бы выход. Пусть это временно, но это реально! Хотя бы посмотреть, что это даст.
Пусть мы затратим большие бюджетные средства, но это жизни детей, а на них мы не должны экономить!
Конечно, все повально туда детей сдавать не будут, но хотя бы несколько жизней мы спасем, — уверена Байсакова, отмечая, что сегодня невозможно точно сказать, сколько младенцев после рождения становятся жертвами своих матерей.
По словам Марианны Гуриной, женщины, решившие отказаться от ребенка, опасаются наличия камер, которыми оснащены госучреждения, из-за страха быть опознанными. Некоторые, по ее наблюдениям, были уверены, что даже если просто обратятся в роддом, то о ситуации тут же узнают их родители. Также
некоторые девушки по незнанию до сих пор считают, что в роддоме нужно платить деньги,
хотя и гражданки Казахстана, и иностранки могут обратиться туда за помощью в родах бесплатно.
— У женщин сформировано недоверие, что они будут наказаны, что их найдут, что об этом узнают. Именно этот животный страх толкает их скрывать свои следы. В данном случае женщина поступила ужасно, совершив преступление, но ведь вокруг нее были люди, знавшие о беременности, которые могли бы ей помочь! Она ведь жила в общежитии, не увидеть этого не могли. Поэтому те, кто находился столько времени рядом, должны быть тоже наказаны, с ними должен вестись разговор! Ну и, конечно, виноваты родители, которые не смогли установить со своей дочерью контакт, потому что ей было страшно обратиться к ним и рассказать, что с ней происходит. Перекладывать вину только на одного человека неправильно, — уверена Марианна Гурина.
Новорожденного младенца, выброшенного на мусорку, спасла собака
С ней солидарна и Зульфия Байсакова, считая, что многие женщины сегодня попросту боятся осуждения, а также, что после рождения ребенка их жизнь может кардинально повернуться не в лучшую сторону.
По словам Гуриной, если бы нашлись люди, которые смогли подсказать девушке выход, поддержать ее, протянуть руку помощи, то ситуация могла бы сложиться иначе.
— У нас есть дом малютки, где она бы могла написать заявление, оставить на время ребенка ввиду сложных жизненных проблем, а потом забрать его
Есть и дома мамы, где девушка может жить с ребенком до полутора лет, продолжая учебу или работая. Есть в конце концов телефон доверия — 150, который работает круглосуточно. Все решаемо! Выход есть, его не может не быть! Просто она не была осведомлена об этом, и это самое печальное. Мне совсем не хочется верить в такую фашистскую жестокость, которая происходит наяву, мне хочется верить, что это произошло из-за страха, человеческой глупости и неосознанности, — говорит президент фонда.
Женщину, выбросившую младенца, не отправляют в Алматы на экспертизу — прокуратура
Марианна Гурина в то же время не согласна с мнением минздрава, что внедрение системы «Бэби-бокс» будет нарушать Конвенцию о правах ребенка и противоречить статье 60 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье». Там говорится, что «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей».
— На мой взгляд,
бэби-боксы абсолютно не противоречат каким-либо конвенциям.Чему они могут противоречить — жизни или смерти ребенка?
Поэтому я не нахожу разумного объяснения этому мнению. Минздрав, вероятно, рассчитывает на то, что те люди, которые незнакомы с конвенцией, посчитают бэби-боксы препятствием, а те, кто ее знают, понимают, что там нет ничего такого, за что можно было бы зацепиться, оправдывая мнение минздрава, — убеждена Гурина.
Она уверена, что сегодня религиозное образование в стране недостаточно развито.
— Очень важно знать, что является грехом, а что благостью для людей. И родителям нужно слышать и понимать детей: только в здоровой атмосфере дети смогут принимать верные решения. Если связь между родителями и детьми не нарушена, не возникает и тех проблем, которые влекут девочек на преступления. Потому что если бы у данной девушки была связь с мамой, если бы она доверяла папе и знала, что ее никто не проклянет и про нее в ауле не будут говорить, что она «нагуляла» ребенка, то она бы никогда не пошла на такой радикальный шаг как детоубийство, — говорит Гурина.
По словам Зульфии Байсаковой, государство должно работать над формированием понимания родительской ответственности.
— У нас разрешен аборт. Он производится бесплатно. И большинство женщин, которых сейчас привлекают к ответственности за то, что они бросили своих детей, являются несовершеннолетними.
Безответственность, низкий образовательный уровень и отсутствие знания законов приводит к текущему положению дел,
— утверждает она.
Марианна Гурина отмечает, что ситуация с убийствами младенцев, затрагивающая поведение матерей-детоубийц как правило не берет в расчет «отцов» этих детей, которые также являются неотъемлемыми фигурантами подобных историй.
— Мы привыкли не брать их ответственность во внимание, будто бы их и не существует в этих делах. Хотя
мы должны говорить с мальчиками об этом, начиная со школьной скамьи, объясняя, к чему приводят те или иные поступки. Почему мы говорим только с девочками?
— недоумевает эксперт.
По словам Гуриной, на сегодняшний день именно в сельской местности наблюдается недостаток образования. Этим обусловлен не только высокий процент оставленных на помойках и брошенных матерями в туалеты младенцев, но и растущее количество суицидов.
— Если бы в областях с детьми и их родителями проводились профилактические беседы и они бы меняли свое сознание, то этого бы не происходило. На дворе 21 век, а девочки до сих пор боятся показаться перед обществом нечистыми и быть осуждаемыми.
Надо говорить с подростками о сексе и его последствиях, на западе такая практика проводится повсеместно,
— рассказывает она.
Именно поэтому, как она отмечает, процент брошенных детей в западных странах значительно ниже.
— Там так много говорят о сексуальном воспитании, что детям становится попросту неинтересно. Для них открывается завеса тайны и они начинают понимать, что такое секс, как он происходит, осознают, к чему это приводит и что нужно делать, чтобы не было последствий.
До них доносят, что если половой акт происходит без любви — это неинтересно физически
Возможно, поэтому там и больший процент крепких семей, так как к их созданию люди приходят осознанно. Как бы я не противилась и не говорила раньше, что сексуальное образование детям не нужно, что их в первую очередь нужно научить любви на примере классиков. Сейчас,
изучив социологические исследования, я осознаю, что чем больше мы информируем детей о половой жизни, тем больше они понимают, что в этом нет тайны
В областях же, ввиду незнания и запретов, подросткам, которые краем глаза где-то подсмотрели эротические сцены в фильмах, хочется это попробовать. Результаты мы наблюдаем сейчас, — рассуждает Гурина.
— Рождение ребенка — это ответственное родительство. Оно должно быть на первом месте. Оно должно быть основополагающим фактором в этом процессе. У нас в стране ничего для этого не делается. Самое слабое звено в защите прав детей — это родители, которых мы не готовим ими быть. Государство должно нести ответственность в первую очередь и только потом привлекать к ответственности своих граждан. На сегодняшний день это единственный выход. Иначе случаи, когда мы наткнемся на очередной трупик ребенка в мусорном баке, будут повторятся вновь и вновь, — уверена Зульфия Байсакова.