Нур-Султан
Сейчас
-2
Завтра
-11
USD
378
+0.57
EUR
419
+0.33
RUB
6.1
+0.01

Акорда отстраняет только «потерявших берега» министров — эксперт

1561

— Дискуссия вокруг политической реформы. Она приобретает все более активный характер. Особенно если рассматривать сегмент казахстанских социальных сетей. Высказывается самый широкой спектр мнений: от резко критических до оптимистических оценок.

Заметно, что тема реформы «всколыхнула» активную часть казахстанского общества, хотя акцент делается не на том, что уже предложено Акордой, а скорее на тех элементах политической системы, которые еще нуждаются в обновлении, но остались «в стороне» от генеральной линии президентских предложений.

— Можно ли говорить о том, что Акорда модерирует дискуссию, старается придать этому обсуждению определенную линию, «сбросить» возможный негатив?

— С приходом Марата Тажина на должность в Администрацию президента работа с экспертами и медиа приобрела новые черты. Стала более технологичной. Также и в плане обсуждения политической реформы – благодаря активной работе в информационном поле, казахстанские власти сумели создать позитивный фон вокруг предложений Нурсултана Назарбаева. В том числе и на международных площадках.

Продвигаются три максимально простых и понятных тезиса – это шаг в сторону демократизации системы, реформа носит эволюционный характер, новая система распределения полномочий позволит казахстанской модели управления справиться с внешними рисками и вызовами

Вот, в сущности, все ключевые тезисы для продвижения.

Все остальное – экспертные интерпретации. Что касается негатива, то я, откровенно говоря, не встречал резких высказываний в отношении предложенной программы реформ. Трудно спорить с тем, что перезагрузка по линии президент-парламент-правительство назрела и вопрос только в темпах и последовательности преобразований. Пессимисты из экспертной среды критикуют не саму идею реформы, а выражают сомнение в том, насколько эффективно она будет реализована на практике.

Оппозиция в растерянности

— Прошедший съезд ОСДП оказался в этом плане показательным. Процитирую резолюцию партийного форума: «В существующем положении в стране как никогда необходима система управления, наполненная волей народа, способная ответить на встающие вызовы и обеспечить полноценное развитие». То есть фактически главная оппозиционная партия страны разделяет целеполагание реформы, предложенное Акордой.

– Этот как раз то, о чем я сказал, отвечая на ваш предыдущий вопрос – исходные положения реформы сомнению не подвергаются. Но дальше идет набор общих положений, с которыми уже не первый год пытаются расширить поддержку партийного проекта технологи ОСДП – «перераспределение отдельных формальных властных полномочий должно перерасти в четкое разделение ветвей власти, кардинальное воплощение принципа народовластия, истинную демократизацию политической системы». Набор общих фраз. За все хорошее, против всего плохого.

Что касается предложений по передаче парламенту полномочий формирования правительства или поэтапному переходу к избранию акимов всех уровней, то как справедливо отметил один из местных экспертов, подходы ОСДП демонстрируют оторванность партийных функционеров от реального состояния партийно-политической сферы РК.

— В продолжение темы: в феврале вновь активизировались разговоры о возможном создании новых политических проектов. Чаще всего говорят о партиях национал-патриотического спектра.

— Каждый раз, когда речь заходит о перестройке партийного поля, эксперты вспоминают о потенциале национал-патриотического проекта. Но в чем конкретно этот потенциал состоит, как правило не уточняется. Пока это не более чем общие рассуждения.

Непредсказуемые назначения

— Вопрос о кадровых перестановках в Акорде по-прежнему остается на повестке дня. Можно ли утверждать, что после февральского этапа аппаратных ротаций все основные фигуры наверху управленческой пирамиды расставлены по своим местам.

— Можно сказать, что перестановки идут в режиме нон-стоп и по траектории, которую трудно предугадать даже самым осведомленным местным экспертам. Поэтому, как правило, обоснование подводится уже под свершившийся факт отставки или назначения.

Февраль в этом смысле оказался чрезвычайно показательным – кто мог предположить, что всего несколько месяцев спустя после назначения на должность вице-премьера один из самых сильных казахстанских политиков Имангали Тасмагамбетов получит назначение на посольскую должность в Москву? Поэтому почти все интерпретации этого решения «подводились» под свершившийся факт. И если уж совсем честно, то до конца логику этого назначения так и никто из аналитиков не смог объяснить.

— И все-таки, какие структуры могут претерпеть очередное кадровое обновление? Как раз исходя из логики январско-февральских решений президента РК?

— Уже давно ходят слухи о перестановках в «Самрук-Казына». Пусть холдинг и утратил часть своего влияния в сравнении с 2008-2011 гг. – все равно это очень серьезная структура, во главе которой должна находиться «весовая» фигура. На Умирзака Шукеева давно идет волна критики со стороны СМИ, несколько раз в адрес руководства ФНБ достаточно жестко высказывался президент Казахстана. Однако эта критика не приводит к определенным выводам в отношении топ-менеджеров «Самрука».

Значит либо нет адекватной замены нынешнему главе ФНБ, либо именно он и нужен в этом качестве на весь период проводимых в стране экономических и политических реформ

В правительстве Казахстана, равно как и в российском правительстве, можно одинаково хвалить или ругать любого из министров – качественное изменение ситуации в экономическом блоке пока что мало увязано с качеством работы наших кабминов. Полагаю, что Нурсултан Назарбаев это понимает, а потому вносит коррективы на уровне кадровых решений только в том случае, если министры окончательно теряют берега. В этом плане его стиль во многом схож с фирменным подходом Владимира Владимировича. Так что в правительстве Сагинтаева возможны дальнейшие перестановки, но едва ли они будут носить масштабный характер.

Под вопросом остается только будущее главы министерства финансов

Но и это не факт. Еще раз подчеркну – механизмы работы наших правительств обладают высокой степенью сходства.

Чиновники тормозят развитие ЕАЭС?

— Февраль завершился встречей Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева в южной столице Казахстана. Можно ли утверждать, что на встрече двух лидеров удалось снять все спорные вопросы в двусторонних отношениях, равно как и проблемные зоны в деятельности ЕАЭС.

— Это уже традиционный жанр – если на горизонте появляются тучи, то встреча Путина и Назарбаева приводит к тому, что солнце вновь сияет над Москвой и Астаной. Вопрос только в том, насколько длительным окажется терапевтический эффект? Ну и конечно с учетом известных событий вокруг особой позиции Минска – было важно понять, как именно два лидера будут оценивать перспективы ЕАЭС. Тут нужно научиться улавливать тональность за строкой официальных заявлений.

Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Фото: tengrinews.kz Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Фото: tengrinews.kz

Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Фото: tengrinews.kz

Мне показалось, что позиции России и Казахстана в отношении будущего ЕАЭС во многом совпадают. Но это проекция отношения самого Нурсултана Абишевича Назарбаева. Увы, и в Москве, и в Астане число влиятельных спикеров по этому вопросу не столь велико. Поэтому оптимизм в отношении будущего евразийской интеграции должен быть подкреплен столь же солидарной работой министерств и ведомств двух стран, а шире – всех участников ЕАЭС. Иначе все позитивные оценки перспектив проекта со стороны двух наших лидеров не получат подтверждения реальной работой ответственных чиновников.

Источник: Информационно-аналитический центр

© «365 Info», 2014–2020 [email protected], +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter