Главный педагог страны отметил, что дополнительных функций на учителей возложено не будет. В ближайшее время они пройдут языковую, психологическую и предметную подготовку.
Система образования в Казахстане в последнее время нередко подвергается нападкам. А не так давно министр образования Ерлан Сагадиев и вовсе был обвинен в проведении кампании против казахского языка. При детальном разборе ситуации стало ясно, что сгущение туч над министром было необоснованным. В эксклюзивном интервью мы решили лично выяснить его мнение на этот счет, а также узнать, какие положительные сдвиги ожидаются в образовательном процессе в ближайшее время и что препятствует их реализации.
— Ерлан Кенжегалиевич, в последнее время на вас обрушился поток обвинений от депутатов и блогеров касательно якобы радикальных изменений, внесенных в систему образования. В частности, вас обвиняли в исключении казахского языка из системы вузовского образования, а также некоторых предметов из системы школьного образования. Однако, разобравшись, мы видим, что были внесены лишь некоторые корректировки и никакие озвученные предметы отменены не были. Значит ли это, что кто-то намеренно пытается очернить вашу репутацию?
— Вы сами ответили на этот вопрос. Дальше зачем его комментировать? Даже незначительных изменений не было сделано. Просто был документ, обсуждение которого велось специалистами вузов, но он в итоге принят не был. Я его не видел вовсе, однако выставлять его заблаговременно как нечто принятое, подписанное и угрожающее персональным интересам, на мой взгляд, было некорректно.
— Многих сегодня интересует вопрос, почему предмет «казахский язык» бы исключен из ЕНТ? С чем это связано?
— В этом году 100 процентов выпускников будут сдавать казахский язык. В течение 12 лет казахский язык сдавался выпускниками русских школ в рамках ЕНТ, но баллы за него не засчитывались и на получение гранта он не влиял. Более того, часть выпускников казахский язык сдавала в школе не в виде теста, а по билетам, разработанным самой школой. В связи с разделением ЕНТ на два этапа, а также поскольку мы хотим, чтобы с этого года 100 процентов выпускников сдавали казахский язык, для получения аттестата каждый будет обязан сдать экзамен и получить настоящую тестовую оценку знания языка.
— В недавнем своем выступлении вы обещали поднять зарплату учителям. Когда это произойдет и какой бюджет выделен на это?
— Сейчас я не могу озвучить конкретные сроки, потому что в системе бюджетирования в РК все зависит не от одного министра. Расчеты делает наше министерство и министерство финансов, которое выносит их на обсуждение правительства. Далее правительство выносит это в мажилис. И только после того как мажилис примет предложение, мы можем поднять заработную плату. Те расчеты, которые мы на сегодняшний день сделали на прибавку к зарплате учителям, обойдутся стране в среднем в 80-90 млрд тенге в год. И хотя расчеты готовы, мы пока не можем прогнозировать, сможет ли себе позволить бюджет такие дополнительные траты.
— По поводу поднятия заработной платы учителям вы упоминали, что на них будут возложены дополнительные обязанности. В частности, предполагается, что они будут осуществлять обучение в том числе и на английском языке. Предусмотрено ли в связи с этим какое-то дополнительное обучение или курсы повышения квалификации учителей?
— В этом году выделено 12 тысяч мест на углубленные курсы английского языка для подготовки учителей-предметников сроком до 9 месяцев. Курсы будут предусматривать выплаты стипендий. Все учительское сообщество об этом осведомлено и многие учителя уже приступили к подготовке.
Каких-то дополнительных функций на учителей возложено не будет — главное качественно преподавать свой предмет.
И преподавание на английском — это не какая-то дополнительная функция, а норма в рамках стандартных часов.
Что касается курсов повышения квалификации, то хотелось бы отметить, что в прошлом году по предметам мы переобучили 75 тысяч учителей. В этом году еще 75 тысяч пройдут курсы повышения квалификации по обновленному содержанию предметов. Мы ежегодно проводим массированные обучающие семинары для учителей всех категорий.
— А какой объем инвестиций выделяется на это?
— Он варьируется в зависимости от курса. Бюджетные программы осуществляются в рамках Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ. Нам также помогают Білім-инновация лицей и Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Кроме того, определенные бюджетные средства на подготовку кадров выделяются местными исполнительными органами. В общем, в этом задействованы все структуры.
Непосредственно на курсы английского языка для преподавателей выделено порядка 2,5 млрд тенге.
— Существует огромная разница в техническом оснащении школ Казахстана — глубинка и столица. А стандарты и требования к учителям одни. На деле же получается, что уже на месте школам могут сделать послабления. Разве это правильно?
— У нас совместно со Всемирным банком намечена программа, в рамках которой мы намерены серьезно заняться техническим оснащением школ и переподготовкой кадров, особенно в сельских школах. Что касается общей переподготовки, она проводится как для сельских учителей, так и для городских — разницы нет.
Я понимаю, нередко качество преподавания в сельских школах хромает, но оснащение дополнительным техническим оборудованием, повышение заработной платы и подготовка учителей в сельских школах помогут постепенно устранить этот дисбаланс. Министерство образования работает над всеми этими моментами в рамках отдельных программ.
— Введенная в начале 2016-2017 учебного года система «Кунделик» как раз и выявила слабое техническое оснащение во многих школах, особенно сельских, где нередки перебои с Интернетом. Поэтому вбивание оценок в электронный дневник становится дополнительным бременем, ложащимся на плечи учителей. Как вы планируете решить эту проблему и как будет осуществляться дальнейшее внедрение электронного дневника в школах страны?
— Естественно, в школах, где полностью отсутствует Интернет, вводить данную систему мы не собираемся. Школы, которые отобраны для пилотного внедрения системы «Кунделик», как я понимаю, в основном городские, где скорость интернет-соединения оптимальная. Большей проблемой на сегодняшний день является слабый интернет между классами в школах — его нам надо развивать ускоренными темпами. И мы над этим усиленно работаем и рассчитываем, что к 1 сентября значительное количество классных комнат оснастим системой доступа Wi-fi к сети Интернет.
Кроме того, хотелось бы отметить, что
в рамках программы «Цифровой Казахстан» Интернет будет проводиться в сельские регионы и, соответственно, в школы.
Но это осуществляет не министерство образования, а правительство в целом. И хотя это требует больших инвестиций, я считаю, что крупные инвестиции в школьное образование делать необходимо.
В тех школах, где останутся нерешаемые проблемы с Интернет-сообщением, мы будем пересматривать свои планы по внедрению электронного дневника.
Стоит отметить, что для дальнейшего внедрения системы «Кунделик» у нас намечен отборочный тур среди компаний, которые пожелают стать реализатором данного проекта. Мы решили это сделать по просьбе IT-сообщества и рассчитываем, что в этот раз заявки на участие подаст больше компаний. Победителя будет определять специально созданная комиссия, включающая депутатов и представителей IT-сообщества.
— Связано ли решение о проведении конкурса с тем, что многим было непонятно, почему именно компания «Кунделик» была выбрана для реализации проекта по электронным дневникам?
— На тот момент среди претендентов наряду с «Кунделик» была еще одна компания. И компания «Кунделик» сдала тогда весь перечень требуемых документов, а вторая только написала письмо о своем желании участвовать. Соответственно, по закону, выбор пал на ту компанию, которая соблюла необходимые условия.
В этот раз мы также будем проводить отбор из тех компаний, которые предоставят полный перечень документов.
— В сети есть огромное количество видео, как учитель ударил ученика, ученики высмеяли учительницу и так далее. То есть существует острая проблема с дисциплиной в школе, что легко объяснимо. Но что с этим делать? Как учителя-женщины могут противостоять хамам-подросткам?
— Мы занимаемся психологической подготовкой учителей в рамках программы переподготовки кадров. В целом, я считаю, это серьезная проблема в обществе: вопросами дисциплины должны заниматься родители, а не только одни педагоги. Родители должны чаще бывать в школе, посещать родительские собрания. Работодатели при этом должны отпускать их с работы пораньше, чтобы те могли успевать на собрания и в принципе больше времени проводить с детьми.
Мы будем работать над этой задачей. На сегодняшний день,
по опросам директоров школ, количество родителей, посещающих родительские собрания, увеличилось
Что касается дисциплины, то это вечная проблема и существовала всегда. Но в век информации, когда негативные новости в СМИ преобладают над позитивными, это особенно влияет на сознание людей, рождая в них мысль в том числе и о том, что дисциплина значительно ухудшилась. СМИ показывают нам мир более жестоким, чем он есть на самом деле, так как негативные новости привлекают больше внимания. На мой взгляд, отдельно взятые ролики с уроков, массово транслируемые различными изданиями, еще ничего не говорят о ситуации в целом. И все же закрывать на это глаза нельзя.
— Проблема с перегруженностью учеников домашними заданиями остается сегодня весьма актуальной. Согласно статистике, из 65 стран Казахстан занял четвертое место по количеству домашних заданий. Намерены ли вы как-то бороться с перегруженностью школьников?
— Нами создано две большие рабочие группы, которыми разработано два плана. Согласно этим планам, в среднем по времени домашние задания сократятся на час. Мы планируем, что они не будут даваться в выходные. Пока эти предложения находятся на стадии обсуждения педагогическим сообществом. С 1 сентября мы хотим начать эти планы уже внедрять.
— Появилась информация, что в школах детям вводят запреты на видеосъемку. Однако, по мнению юристов, это противоречит законам РК, нарушая права детей. Как с этим быть? Почему бы не разрешить ученикам снимать? Ведь иногда это добавляет прозрачности в образовательный процесс, можно сказать, что это своего рода контроль над учителями — ведь именно так и было выявлено несколько взяточников. Ваше мнение?
— Этот запрет был введен не со стороны министерства образования — мы такого приказа не давали. Вопросы внутреннего распорядка в школах решают директора школ и облоно, поэтому лучше этот вопрос переадресовать им.
Лично я считаю, что смартфоны в школах не нужны, так как они отвлекают внимание от учебного процесса
Если все же их брать с собой в целях безопасности, тогда нужно создать специально отведенные места, чтобы можно было их сдавать.