Заверения минэнерго о грядущем удешевлении бензина — не более чем попытка успокоить общество, считает эксперт.
В середине февраля бензин в Казахстане подорожал в среднем на 2 тенге за литр, в марте — уже на 3 тенге. Экономист Сергей Смирнов в интервью sputniknews.kz предположил, что автомобильное топливо будет дорожать, пока цены на него не достигнут российского уровня.
На казахстанских АЗС снова выросли цены на бензин
По мнению эксперта, причин для унификации цен на бензин в России и Казахстане две. Это запланированное к 2025 году создание единого рынка энергоресурсов ЕАЭС и близящаяся к завершению модернизация казахстанских НПЗ. Путем увеличения цен на бензин расходы на модернизацию НПЗ частично перекладываются на плечи водителей.
Как отметил Смирнов, заявление министра энергетики о том, что обновление НПЗ удешевит бензин, вряд ли будет соответствовать истине. Сроки завершения работ на НПЗ постоянно переносятся, а прогнозируемые объемы переработки нефти после модернизации корректируются в сторону уменьшения.
«В первоначальном плане комплексной модернизации НПЗ общая мощность переработки была равна 18,5 млн тонн. Затем назывался и еще больший объем — 19,5 млн тонн. В ноябре озвучивались совсем другие данные — 15,8 млн, а в начале 2017 года заявлялось, что производительность будет 16,5 миллиона тонн. И это понятно, —
рассказал экономист. —
Из-за проблем с финансированием подвергся корректировке проект модернизации завода в Павлодаре. Так, если первоначально он оценивался в сумму более 1 млрд долларов, то теперь почти вдвое меньше — 620 млн долларов.
Плюсы для казахстанцев от дорогого бензина разъяснил Бозумбаев
Сокращение стоимости проекта, в частности, произошло вследствие отказа от переработки казахстанской нефти. Завод остается ориентированным на нефть западносибирских месторождений. По моим данным, поменялись и планы по мощности завода. После модернизации она составит не 7,5 млн тонн, а 6 млн тонн при нынешних 5,2 млн тонн».
НПЗ Казахстана могут столкнуться с дефицитом сырья для переработки. Государство обещает нарастить поступления нефти с Кашагана, но для разрабатывающих месторождение компаний выгоднее продавать нефть за рубеж.
«Кашаган разрабатывается по Соглашению о разделе продукции, и акционеры проекта не обязаны ничего поставлять на наши заводы.
Продавать сырье за рубеж им значительно выгоднее, чем на внутренний рынок
Если поставлять его на наши заводы, то и цена ниже, и НДС не возвращается», —
подчеркивает эксперт.