Даулбаев поднял авторитет прокуратуры на небывалые высоты, но… Внезапно его сменил Жакип Асанов.
Политолог Данияр Ашимбаев и медиапортал 365info.kz представляют очередной сериал о тяжеловесах казахстанской политики — главах госорганов, подчиняющихся непосредственно президенту. Кто они? Почему оказались в своем кресле? Какие у них перспективы?
Начнем с генерального прокурора Жакипа Асанова.
— Назначение Жакипа Асанова на должность генерального прокурора было неожиданным. Все предполагали, что Асхат Даулбаев, который поднял до упора свой авторитет и вес прокуратуры, будет более долгоиграющим прокурором. Однако активная деятельность прокуратуры вызывала недовольство как наверху, так и в других силовых структурах. В частности, многие были несогласны, что Генпрокуратура имела приоритет в расследовании наиболее перспективных уголовных дел. А жаловаться на нее можно было только в саму же прокуратуру или в координационный совет правоохранительных органов во главе с прокурором. Поэтому, скорее всего, неожиданно даже для самого себя Даулбаев не был переназначен на второй 5-летний срок.
Внезапно Асхата Даулбаева заменил его же заместитель Жакип Асанов. Человек в силовых структурах он не новый, кызылординец, проработал и в органах прокуратуры, и в администрации президента, и в налоговой полиции, был прокурором Павлодарской области. А в 2003 году перешел на работу в центральные органы власти. В Павлодар, как известно, он пришел вместе с Даниалом Ахметовым. Когда тот занял пост премьера, Асанов одновременно переехал в Астану, заняв кресло вице-министра юстиции. Многие считали Жакипа Кажмановича человеком Даниала Кенжетаевича. В минюсте Асанов проработал недолго, ушел в союз «Атамекен», затем стал президентом корпорации «Ордабасы». То есть перешел в команду олигарха Динмухамета Идрисова. Как мы видим, Жакип Асанов на короткое время уходил с госслужбы, после дважды избирался депутатом мажилиса по списку «Нур Отан» и в конце 2012 года стал заместителем генпрокурора.
— В Казахстане едва ли не все силовики успели побывать депутатами в парламенте.
— Для фигуры, занимающей первые позиции, такой опыт очень важен. И в плане публичности, и в плане знания законодательных норм и процесса, ну и для расширения политического кругозора. Кстати, многие наши госслужащие, сидя в одном и том же ведомстве, грешат его отсутствием. В апреле исполняется год, как Жакип Асанов возглавил Генеральную прокуратуру. Вопреки ожиданиям, что после смены всесильного Даулбаева прокуратура «просядет», этого пока не случилось.
Асанов ведет себя достаточно активно и в аппаратной, и в публичной сферах. И видно, что прокуратура как минимум не ослабла. Его приход в прокуратуру связывали с влиянием тогдашнего главы администрации президента Нурлана Нигматулина. По мнению разных экспертов, Асанов входил как минимум в три команды — Даниала Ахметова, Динмухамета Идрисова и Нурлана Нигматулина. Хотя, по другим оценкам, речь идет об одной и той же команде.
— Асанов активно занимается вопросом расширения полномочий прокуратуры.
— Да, аккуратно «пробивает» себе следствие, несмотря на вечную критику. И по новым изменениям в Конституцию полномочия прокуратуры несколько расширяются. Кроме того, генеральный прокурор возглавляет координационный совет руководителей правоохранительных органов. А это не то место, где можно иметь пассивную жизненную позицию. Понятно, что у Асанова, независимо от смены людей, с которыми он работал, были и взлеты, и падения. Но
противовесом этой нестабильности я бы назвал умение выстраивать отношения с общественностью
Также понятно, что впереди предстоят возможные активные стычки между другими силовиками. И прокуратура будет выступать в роли если не одной из активных сторон этих конфликтов, то по крайней мере, роль рефери, которую президент может возложить на Жакипа Асанова.
— Говорят, что именно при Асанове началась активная чистка в рядах прокуратуры. И такие дела не пытаются замять, напротив, о них активно докладывают общественности.
— На самом деле, в последнее время чистки в правоохранительных структурах стали нередки. В свое время, как мы помним, проводилась знаменитая аттестация правоохранительных органов, которая затем приобрела волнообразный вид. Такая зачистка в те времена коснулась и прокуратуры. Немало прокуроров по ее итогам либо ушли из прокуратуры, либо были понижены. Понятно, что в ходе таких чисток под раздачу чаще попадают фигуры, далекие от нынешнего руководства.
Если вы имеете в виду недавнее дело бывшего прокурора Алматы и алматинской финполиции Аманбаева, то прокурором он работал по нынешним временам достаточно давно. Нужно понимать, что
кампании по аттестации кадров, проводившиеся раньше в финансовой полиции и прокуратуре, зачастую были инструментом для зачистки неугодных или представителей других команд, которые не вписывались в команду текущего руководителя
Какие у Жакипа Асанова дальнейшие перспективы, покажет время. Но пока видно, что генпрокурор в кустах не отсиживается и ведет себя достаточно активно. Недавно провел большую ротацию прокуроров, и определенные политические перспективы в его портфеле сейчас имеются.
Продолжение следует.