Спустя полтора года после перехода к свободно плавающему курсу тенге и режиму инфляционного таргетирования становится очевидным, что казахстанскому Нацбанку явно далеко до успехов, достигнутых его коллегами из «Банка России» (Центробанк).
Более того, не только на фоне россиян, но
и в ЕАЭС, СНГ, да и в мире Казахстан с нынешним высоким уровнем инфляции находится в группе макроэкономических аутсайдеров
Данные Комитета по статистике говорят, что в феврале годовая инфляция (по сравнению с февралем 2016-го) составила 7,8%. При этом продукты питания и непродовольственные товары дорожали за год более высокими темпами – соответственно 9,5% и 9,0%. На уровне 7,8% сложилась и среднегодовая (январь-февраль к тому же периоду 2016 года) инфляция. С начала 2017 года потребительские цены выросли на 1,8%, а за последний месяц зимы к январю – на 1,0%.
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.
Из данных же Росстата следует, что у соседей годовая инфляция в феврале сложилась на отметке 4,6%, среднегодовая – 4,8%. С начала года потребительские цены у них выросли на 0,8%, а месячная инфляция за февраль месяц составила 0,2%. Продукты питания в России подорожали за год всего на 3,7%, непродовольственные товары – на 5,7%. Лишь по платным услугам для населения прирост тарифов и расценок в годовом выражении оказался близким к казахстанским темпам – соответственно 4,3% и 4,5%.
Источник: Росстат
Россияне также свели воедино данные об инфляции в январе по странам-участникам ЕАЭС и СНГ. Из них выясняется, что Казахстан с годовой инфляцией в этом месяце на уровне 7,9% оказался в одной группе с Белоруссией (9,5%), а опережает их лишь Украина с 12,6%. Если ориентироваться на страны ЕАЭС, то у России значение этого показателя составило 5,0%, Кыргызстана – 0,5%, а в Армении и вовсе произошло снижение потребительских цен, то есть дефляция, на 0,6%.
Если же обратиться к данным по «дальнему» зарубежью, то тут нашей стране компанию по уровню годовой инфляции составляет Турция с 9,0% и отчасти Бразилия (5,4%). В соседнем Китае она сложилась на отметке в 2,5%, так что оттуда импортировать инфляцию, как и из России, явно было невозможно.
Неудивительно, что большинство соотечественников, опрошенных компанией GfK Kazakhstan в феврале, не ожидают снижения годовой инфляции в ближайшие 12 месяцев. Из результатов опроса, проводимого для Нацбанка, следует, что 36,1% респондентов предполагают сохранение нынешних темпов роста цен на товары и услуги, а 10,3% опасаются их ускорения. 20,1% опрошенных оценивают ожидаемую инфляцию в 11-15% годовых, тогда как 18,0% респондентов указали на 16-20%, а 18,1% — и вовсе более 20%!
Источник: Национальный банк РК
На прошедшем недавно в Алматы форуме CFO Summit эксперт Рахим Ошакбаев, занимавший ранее руководящие посты в Министерстве по инвестициям и развитию и НПП «Атамекен», заявил, что переход на инфляционное таргетирование, возможно, был серьезной ошибкой. По его мнению, вместе со свободно плавающим курсом тенге он не учитывает специфику отечественной экономики, сильно зависящей от цен на экспорт. Эксперт отметил, что уже из результатов первого опроса в рамках исследования выясняется, что
такая курсовая политика Нацбанка угнетает деловую активность и стимулирует безработицу
Г-н Ошакбаев также заявил, что Нацбанк по-прежнему полностью игнорирует задачу, выдвинутую перед ним главой государства в последнем Послании народу Казахстана:
«Отвечать не только за инфляцию, но и совместно с правительством за рост экономики».