Владельцы грузовиков, ставших вещдоками в новом «хоргосском деле» о пропаже контрабанды, получили надежду вернуть конфискованный транспорт.
Это запутанное дело началось еще летом 2015-го года. Из Китая в Москву транзитом через Казахстан и Кыргызстан ехал караван грузовиков. Он успешно пересек границу Китая с Казахстаном, но неожиданно застрял на таможенном посту «Кордай» в Жамбылской области. Департамент госдоходов региона заподозрил контрабанду. Позже была установлена стоимость груза — 5,8 млрд тенге. Первоначально служба экономических расследований ДГД Жамбылской области вменяла таможенным сопровождающим нарушение правил заполнения транзитных деклараций. Были даже составлены три административных протокола.
Но юридические формальности сделали неожиданный поворот в жизни собственников 38 фур, которые не имели никакого отношения к содержимому груза. Транспорт застрял на «Кордае» на 3 месяца. До выяснения всех обстоятельств. Хотя у них с собственником груза был подписан договор разовой грузоперевозки из пункта А в пункт Б. Для общего понимания, это то же самое, что пассажир авиаперевозчика, купив билет на самолет, перевозит себя и свой багаж из одного места в другое. Однако выяснение всех обстоятельств закончилось возбуждением уголовного дела по факту контрабанды. А 38 грузовиков стали в нем вещдоками, то есть средством совершения преступления.
Ответственность за преступление взял на себя некий Берик Чотпаев, которого ни дальнобойщики, ни другие участники этой истории ранее в глаза не видели. Он быстро раскаялся в содеянном, получил 3 тысячи МРП штрафа и вышел из зала суда как ни в чем не бывало
А собственники грузовиков, которые кормили перевозками свои семьи, остались без грузовиков — их конфисковали в качестве вещдоков.
Парадокс заключался в том, что по делу Чотпаева дальнобойщики проходили свидетелями
А к ним, по казахстанскому законодательству, отношение особое — дал показания и будь здоров. Их транспорт даже не защитила прямая норма УПК, согласно которой конфисковано может быть только имущество осужденного лица. Но никак не свидетеля.
После суда над Чотпаевым события стали развиваться еще интереснее. После разгрузки фур на одном из частных складов временного хранения
товар неожиданно пропал. Свидетели говорят, что груз тихо вывозился в неизвестном направлении под четким контролем сотрудников службы экономических расследований ДГД Жамбылской области
и даже дошел до конечного получателя — гражданина Китая в Москву. В отношении сотрудников, «прошляпивших» вещдоки, было возбуждено уголовное дело. К слову, это были те самые таможенники, которые трудились над уголовным делом Берика Чотпаева.
А в конце 2016-го, когда в этой эпопее по полной программе участвовала межведомственная оперативно-следственная группа Генеральной прокуратуры, на «крючок» силовиков попались еще двое. То были следователи, расследовавшие дело против других следователей
Адвокат Гульнара Жуаспаева еще в ноябре 2016-го года обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой внести протест на приговор Чотпаеву, который лишил простых дальнобойщиков единственного средства заработка. За это время она несколько раз побывала в Астане на личных приемах.
1 марта адвокат получила из Генеральной прокуратуры письмо, в котором говорится о внесении генеральным прокурором в Верховный суд РК протеста в порядке кассации на отмену судебного акта в отношении осужденного Чотпаева.
Теперь скандальное дело вновь вернется на рассмотрение.
7 парадоксов нового таможенного скандала
Новое «хоргосское» дело: взятки в 120 тысяч долларов и китайцы