Аяулым Абдрассылову в Лондоне легко можно увидеть в метро — она снялась в рекламе мобильного приложения для поиска работы. Но Аяулым все-таки не модель, она – предприниматель, открывшая в Лондоне первый казахский Supper Club под названием AYA.
— Расскажите о себе. Где вы родились, в каком городе жили и чем занимались до переезда?
— Я родом из Алматинской области, родилась в Каракастаке. Там жила со своей большой казахской семьей. У нас всегда была своя еда, свои животные, свой огород, все домашнее. Я думаю, что это повлияло на то, чем я занимаюсь в данный момент. Как сейчас принято говорить, все было «органическим». Затем мы переехали в Москву, после — в Алматы, в сам город.
— Когда вы переехали в Великобританию? Как решили уехать?
— Моя мама хотела, чтобы я училась в Лондоне, так как я очень креативный человек. Нам казалось, что в Казахстане была очень неразвита индустрия моды, искусство, дизайн, а мама всегда хотела, чтобы я могла развиться в этом направлении. Так я переехала в Лондон и живу здесь уже 10 лет. Закончила здесь школу, колледж, затем университет. Училась по специальности фэшн байер, проходила практику с большими компаниями, но затем очень резко свернула в ресторанный бизнес. Начала с небольшого магазина одежды от молодых дизайнеров, где покупатели также могли перекусить и выпить чаю. Но затем я стала больше концентрироваться на кафе и решила создать Supper Clubs. Лондон мультикультурен, здесь можно найти любую кухню. Есть и казахские рестораны, но они не все мне нравятся. А всегда хотела поделиться со своими клиентами и друзьями нашей национальной кухней, поэтому начала делать казахские саппер клубы 3-4 раза в месяц, затем все чаще и чаще. Сейчас я в декрете, в апреле мы хотим открыть что-то побольше. Со мной работают моя мама и наша знакомая. Мы всегда делаем все очень качественно, по-домашнему, стараемся создать уютную казахстанскую атмосферу. Все приходят, садятся за большой стол, за которым ничего не делится на салаты, главные блюда и десерты — по-казахски все ставится на стол сразу. Людям наш подход очень нравится и мои клиенты всегда возвращаются.
— Тяжело ли было менять привычный образ жизни? Как прошла адаптация к новой стране?
— Когда я переехала, мне было 14 лет и было трудно. Все-таки это был переходный возраст, мне казалось, что я оставила всех своих лучших друзей и было очень грустно. Ну и конечно же языковой барьер.
— С какими трудностями пришлось столкнуться, а что было легко?
— Я приехала вообще без знания английского. В Казахстане ходила в самую обычную школу, нам не преподавали английский. В Англии совсем другая система образования — это тоже было тяжело.
— Как к вам относились местные?
— В принципе, мне кажется, что местных в Лондоне нет. Здесь почти все приехали их разных стран, я никогда не чувствовала, чтобы меня кто-то обижал. Единственное — в то время никто не знал про Казахстан. А когда вышел фильм «Борат» и я говорила, что из Казахстана, то все реагировали настороженно: «А вы видели этот фильм?», но я просто над ним смеялась. Нашу страну здесь, к сожалению, не все знают.
— Какие особенности бросаются в глаза?
— Мне кажется, здесь намного больше поддержки для молодых людей, начинающих свой бизнес. Больше помощи с образованием в плане финансов, больше поддержки с жильем от государства, пособиями для молодых или одиноких мам.
— Назовите 5 отличий между Казахстаном и Англией.
— Мне кажется, что здесь на самом деле существует демократия. Если людям что-то не нравится, они протестуют и их на самом деле слушают. Мне нравится, что здесь много благотворительных фондов для детей, для людей, например, с сердечными болезнями. И люди действительно ежемесячно жертвуют немного денег, чтобы помочь пожилым людям, больным детям и так далее. Существует даже подписка на благотворительные фонды, когда с вашего банковского счета для выбранного фонда ежемесячно выплачивается сумма, определенная вами. Так обеспечивается регулярная помощь фондам от желающих.
Здесь намного чище, больше парков и бесплатных развлечений для детей. Здесь более качественное образование, чем в Казахстане. В Англии уважают людей с любой сексуальной ориентацией и здесь меньше коррупции.
— Чем отличаются казахстанские мужчины от англичан? А женщины?
— Насчет мужчин судить сложно — с казахстанскими мужчинами я не встречалась. Если честно, мне кажется, что от национальности мало что зависит. Что казахи, что англичане… Отношения – это такое дело… Казахстанские мужчины более щедрые в какой-то степени. И все-таки мне кажется, что мужчины в Казахстане считают себя выше женщин. А женщины в Великобритании не торопятся выходить замуж, заводить детей. Для них очень важна карьера. Те, кому за 30-35 и даже за 40, могут завести семью.
— Собираетесь ли вы возвращаться в Казахстан?
— Честно — не знаю. Мне в Казахстане очень нравится, но я там давно не жила. Правда, никогда не знаешь точно — мы предполагаем, а судьба располагает. Может быть, когда-нибудь я и вернусь.