Ермухамет Ертысбаев сообщил, что миллиардеры Казахстана намерены вложиться в Грузию. Как оказалось, там их ждут с нетерпением.
Александр Машкевич и Александр Белович будут наращивать инвестиционные мышцы в Грузии, – об этом стало известно из интервью казахстанского посла Ермухамета Ертысбаева порталу Sputnik.
Согласно индексу глобальной конкурентоспособности,
Грузия входит в десятку стран мира с самыми низкими налогами
Справедливости ради следует отметить, что Александр Машкевич уже пользуется геополитическими и экономическими преимуществами Грузии. Миллиардер курирует проекты в сфере медицинского обслуживания. По информации телеканала «Рустави 2», в 2016 году грузинское правительство за 2 млн долларов наняло компанию, предположительно принадлежащую Машкевичу. Когда ступит на грузинскую землю нога другого казахстанского миллиардера Беловича – вопрос времени.
В целом же низкое общее налогообложение, отсутствие коррупции и освобождение от налогов на прибыль — сильные козыри, которые привлекают любых инвесторов. Реакция грузинских экономистов на откровения Ертысбаева — почти эйфория. При этом достаточно оправданная.
По словам президента «Новой экономической школы Грузии» Пааты Шешелидзе, Грузия – не просто рынок одной страны, это в первую очередь экспорт в Европу и другие направления.
– Очень много сфер, которые могут оправдать инвестиции: сельское хозяйство, туризм, строительный бизнес, медицина, блокчейн-технологии. Кроме этого есть еще и экспортно-ориентированное производство, – говорит экономист.
У Грузии есть соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом, Турцией, Китаем, и это хорошая возможность для казахстанских инвесторов
Институционально страна открыта и никаких политических подоплек быть не может. Однако опыт прошлых казахстанских инвесторов не был успешен (газовые и нефтяные проекты 2000 – 2010 гг., инвестиционные проекты Мухтара Аблязова – прим. автора). Теперь доверие должно быть восстановлено.
Как отмечает грузинский экономист, на этот раз казахстанские бизнесмены должны принести на рынок новые инвестиционные технологии. Особо Паата Шешелидзе отмечает такие сферы как туризм и сельское хозяйство. Грузия открыта для любого вида бизнеса. Но было бы хорошо сначала восстановить старый заброшенный бизнес, особенно в сфере туризма и сельского хозяйства, – говорит экономист.
– Многообещающая инвестиционная область – энергетический сектор, – прогнозирует Шешелидзе. — Рынок абсолютно свободный. Возрастает как внутренний, так и внешний спрос. Особенно перспективен экоориентированный сектор энергетики, особенно если есть инвестиционные предложения, которые могут обойтись без государственных субсидий.
С мнением Пааты Шешелидзе согласен и бывший советник премьер-министра Грузии, экономист Гия Хухашвили. Перечисляя наиболее выгодные сферы для вложений, эксперт отмечает энергетику и строительство. Однако особое внимание, по его словам, с учетом освоения европейских рынков, казахстанским инвесторам стоит также уделить реальному сектору экономики.
– Инвестиционная среда в Грузии довольно привлекательна практически в любой сфере.
Максимально либеральное налогообложение, упрощенное администрирование, в основном электронное, освобождение от налогов на прибыль в рамках реинвестиций, практическое отсутствие коррупции
– все это конечно создает хорошую почву для ведения бизнеса. Базируясь в Грузии, казахский бизнес может открыть для себя практически неограниченный европейский рынок, используя все преференции и логистические преимущества.
Говоря о возможных выгодах и рисках, спикеры отмечают политическую среду и оффшорные инвестиции. Как говорят тбилисские экономисты, грузинская политическая система функционирует в многопартийной демократической структуре, поэтому борьба взглядов неизбежна. Однако больших политических потрясений, по их мнению, не предвидится. Мнения по поводу оффшорного бизнеса резко не отличаются. Как говорит Паата Шешелидзе,
в Грузии налогообложение низкое и транспарентное. Реинвестиции свободны от налога на прибыль до выплаты дивидендов. Нет никакой необходимости использовать оффшоры. Но в целом оффшорные инвестиции также не запрещены. Регистрация одинакова для любого вида инвестиций.
– Что касается оффшорных компаний, здесь никаких ограничении нет. Исключение — владение телевидением, что требует особой прозрачности,
отметил бывший советник премьер-министра Грузии, экономист Гия Хухашвили.