Пост министра в системе энергетики замыкает рейтинг влиятельности, а не возглавляет его.
В обновленном кабмине женский пол представляет одна-единственная Тамара Дуйсенова. К посту министра она шла по лестнице госслужбы долгих 12 лет. Чего не скажешь про главного казахстанского «артиста» Арыстанбека Мухамедиулы. В 2016 году он стал главным скандальным ньюс-мейкером в правительстве, но удержался в кресле. Почему? Об этом, а также о роли министра в энергетике читайте в шестой части цикла статей от политолога Данияра Ашимбаева о правительстве Сагинтаева.
— Тамара Касымовна, как и некоторые другие ее коллеги в правительстве, тоже ветеран. Ведь в заместителях министра она сидела аж с 2002 года. Дважды была заместителем акима ЮКО. Регион, как мы прекрасно знаем, далеко не самый легкий.
Кто прошел шымкентский акимат, может справиться со многим. В плане подковерной игры эта школа похлеще, чем «Игра престолов»
Дуйсенова работала и ответственным секретарем, и вице-министром, и уже была министром. Как специалист она ни у кого сомнений не вызывает. Сферу своей деятельности знает достаточно хорошо, с работой справляется. Как мы уже ранее говорили, ей не хватает политического веса для дальнейшего роста, но в своей сфере она профессионал. 13 лет на руководящих должностях в системе труда и соцзащиты это хорошо показали. Для министра труда она более чем на своем месте.
— Работа в сфере соцзащиты столь неблагодарная, что любого министра сразу можно записывать в «отряд самоубийц», которым общество съедает мозг чайной ложечкой.
— Импонирует то, что она не просто хорошо умеет выступать по поводу проблем в своей отрасли, но и ее старания ощутимы в плане их решения. Понятно, что нареканий здесь много. Но несмотря на то, что минтруда как ведомство — тема конфликтная и вечно вызывающая недовольство, именно фигура нынешнего министра ни у кого аллергии не вызывает. Тамара Дуйсенова — единственная женщина в новом кабмине. Их и до нее было не так много, но сейчас это дает ей некоторую «гендерную защиту». Думаю, в связи с этим и наездов особых на нее не должно быть.
— Министр культуры и спорта вечно находится в зоне открытых конфликтов. С другой стороны, нужно понимать, что в отличие от многих глав министерства культуры, он эту сферу более чем хорошо знает, поскольку сам музыкант по образованию. Да и путь прошел от артиста до министра. Работал и в Министерстве культуры, и в ансамбле «Гулдер», и в президентском оркестре, и в АО «Қазақ әуендері», и в администрации президента.
— А на чем он играет?
— Арыстанбек Мухамедиулы окончил консерваторию по классу виолончели, но по-моему, владеет большим количеством музыкальных инструментов. Его исполнение я лично не видел, поэтому сказать об этом больше, чем знаю, не могу.
— Артист он хороший, а как министр?
— Тоже. Он знает и внутреннюю кухню культуры, и политическое управление ей, и подготовку кадров. Тем более, что шесть лет руководил «жургеновкой». Надо понимать, что сфера культуры — это работа с творческой интеллигенцией. А что такое казахстанская, особенно казахская творческая интеллигенция, все прекрасно знают.
— Очень ранимые люди.
— И обиженные, которые, владея эпистолярным жанром, свои претензии излагают в виде писем, жалоб, художественных произведений, а теперь вот социальные сети осваивают. Научились организовывать и постановочные съемки, и открытые письма. Понятно, что в сфере культуры любое решение — от распределения бюджетов и награждения госпремиями и медалями до проведения каких-то массовых мероприятий — всегда будет вызывать недовольство.
Каким бы идеальным ни был министр, ему никогда не удастся работать, а затем уйти с поста без сопровождения гнева интеллигенции
по любому поводу и без оного.
— Если проанализировать деятельность других бывших министров культуры, то можно увидеть, что многих из них наши писатели-поэты-режиссеры периодически в мемуарах называют идеальными людьми, которые так много сделали для культуры.
А если копнуть глубже, эти же люди ранее также лаконично и убедительно писали о том, что тот или иной министр — враг народа, коррупционер, неграмотный бездарь и прочее
Поэтому понятно, что Арыстанбек вечно будет находиться под огнем. Но как мы видим, он сам выходец из этой сферы, с атаками научился справляться, огрызаться и бить оппонентов их же оружием. Это показало последнее дело Жаманкулова.
— А секс-скандал с бывшей студенткой «жургеновки»?
— Ну вы же понимаете, что эти скандалы возникают постоянно, и не только в сфере культуры, но и в других ведомствах. А поскольку свечек никто не держал, вопрос к руководству – обращать на них внимание или нет. Такие скандалы не всегда вылазят наружу, а атака на Мухамедиулы в последние месяцы говорит о том, что за его пост была определенная драка. Кулуарно назывались несколько желающих сменить министра. Не потому, что их не устраивал лично Мухамедиулы, а в том плане, что место само по себе и достаточно хлебное и стратегически важное.
Понятно, что и с профильным вице-премьером, ушедшим недавно, не было взаимодействия, да и с администрацией президента — Мухамедиулы не всегда брал под козырек и выполнял их поручения
А то, что ему удалось сохранить свой пост, свидетельствует о поддержке со стороны президента. Еще с осени прошлого года ходили разговоры о том, что он с поста министра перейдет на другую должность, но глава государства решил иначе. И это является ключевым фактором.
— Министр энергетики Канат Бозумбаев в этой отрасли работает достаточно долго. Ему довелось занимать руководящий пост в «КазТрансОйл», руководить «КЕГОК» и холдингом «Самрук».
За год работы в холдинге у Каната Алдабергеновича не сложились взаимоотношения с топ-менеджментом входящих в «Самрук» нацкомпаний, и он вернулся в «Кегок»
А уже оттуда получил назначение на пост акима Жамбылской области. Успел поруководить двумя регионами, достаточно разными по структуре и весьма сложными в управлении. Находился под критикой, но ее воспринимал — учился, работал, отбивался.
— Напротив, пока он руководил Жамбылской и Павлодарской областями, его называли хорошим управленцем.
— Да, провалов в работе не было. Как аким Бозумбаев показал себя хорошим управленцем. Несмотря на всю критику, в плане организации работы — определенной жесткости и аналитических навыков — Бозумбаев именно на этих постах и раскрылся.
Приход его в Министерство энергетики пришелся на достаточно сложное время — усилился конфликт нефтегазовых лобби, шла борьба за «КазТрансОйл», «КазТрансГаз» и «КазМунайГаз», за финансовые потоки
Не говоря уже о том, что извечной проблемой министерства энергетики является повышение тарифов при отсутствии объективных на то причин.
— Учитывая, что Бозумбаев тоже считается человеком, входящим в те или иные команды, конфликтная атмосфера присутствует. Акимат в этом плане был более простой работой, нежели энергетическое министерство. А если учесть, что помимо энергетики на министерство возложены еще и функции экологии – тема тоже неблагодарная; присутствует и коррупционный компонент. Но главная его функция — наведение порядка в энергетике.
Надо понимать, что энергетика — не столько отрасль, сколько совокупность субъектов квазигосударственного и частного секторов, находящихся в ведении крупных олигархических и аппаратных группировок
В последнее время они между собой очень активно выясняют отношения, в 2016 году вообще доходило почти до открытых конфликтов. Министерство хоть как-то пытается навести здесь порядок. Понятно, что Бозумбаев имеет свои личные предпочтения. Но тем не менее, проработав почти 7 лет на посту акима в регионах, получил необходимую гибкость и прошел политическую школу. Безусловно, перспективы дальнейшего роста у него есть. Пока что острых углов министр старался избегать.
— Да, но после последнего повышения цен на ГСМ стали говорить, что у Бозумбаева осталась одна единственная миссия — объяснять, почему растет цена на бензин.
— Функций у министерства достаточно много, они непростые, за пост министра всегда будет драка. Но надо понимать, что есть места, которые де-юре находятся в подчинении министерства, а де-факто представляют много более лакомый кусок, нежели пост министра или замминистра энергетики.
— Например, комитет атомного и энергетического контроля и надзора?
— На самом деле этот комитет не такой уж и значимый. Недавно случилось объединение госэнергонадзора и комитета по атомной промышленности. Да, безусловно, все комитеты выполняют важные функции, но не являются предметом жесткой борьбы. Больше интересует госинспекция в нефтегазовом комплексе.
Однако важно помнить, что есть люди, которые вне самого министерства оказались намного важнее и влиятельнее, чем этого бы хотелось министерству
В минэнерго есть блоки недропользования и нефтяной промышленности, газовая промышленность и атомная энергетика, угольная промышленность, «зеленая» экономика и так далее. Сфер достаточно много. Но вопрос в первую очередь стоит не о том, сколько комитетов в министерстве, а что во главе всей отрасли с момента создания минэнерго в нынешнем виде встал менеджмент национальной нефтегазовой компании. Она по-разному называлась, но за нее всегда драка была и будет намного сильнее, чем за пост министра. Потому что там есть реальные полномочия, реальные бюджеты и реальная деятельность. Торговля нефтью, финансовые потоки, инвестиции находятся в ведении «КазМунайГаза» и его дочек. И людей это волнует больше, чем происходящее в стенах минэнерго.
Продолжение следует.