Нур-Султан
Сейчас
-23
Завтра
-18
USD
381
+0.65
EUR
420
+0.49
RUB
6.05
-0.03

Правительство Сагинтаева: кто на своем месте?

37418

Данияр Ашимбаев

Данияр Ашимбаев

В правительстве открыта вакансия

— Нынешнее правительство едва ли не единственное, состав которого стал обновляться менее чем через полгода после формирования. В том числе и через коррупционные скандалы. Чем это можно объяснить?

— После конституционной реформы 2007 года правительство в иерархии власти стало органом коллегиальным. Следовательно, и премьер-министра уже нельзя называть главой правительства. Скорее, он первый министр, как дословно переводится его должность. В остальном — да, приступившее к своим обязанностям в сентябре 2016 года новое правительство подверглось реорганизации уже после назначения Сагинтаева премьером. В частности, появилось Министерство по делам религий и гражданского общества, а также Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности. Ну и последнее разделение Министерства здравоохранения и социального развития на два отдельных ведомства.

Сейчас в правительстве насчитывается 18 человек, учитывая, что

есть вакансия, возникшая после ухода Имангали Тасмагамбетова с поста вице-премьера послом в Россию

Правительство в фактах

  • средний возраст его членов — 49 лет
  • самый возрастной министр — генерал-полковник, глава минобороны Сакен Жасузаков. Ему в 2017 году исполнится 60 лет
  • самый молодой министр — глава Министерства информации и коммуникаций Даурен Абаев. В 2017 году он отметит свой 38-й день рождения
  • больше всего министров в правительстве представлены Алматинской и Южно-Казахстанской областями — по 5 человек
  • из Алматы в составе кабмина трудится 4 человека
  • новый министр национальной экономики Тимур Сулейменов вообще нигде не указывает место своего рождения
  • 9 министров, включая Бакытжана Сагинтаева, работали в предыдущем правительстве
  • 5 глав ведомств оказались в составе кабмина уже после формирования правительства в сентябре 2016 года

Бакытжан Сагинтаев — тихий, неприметный

Цикл аналитических статей о каждом члене правительства мы начнем с главы кабмина Бакытжана Сагинтаева.

Три главных вызова новому правительству Сагинтаева

Бакытжан Сагинтаев

— Человек достаточно опытный, был и министром, и акимом, и вице-премьером, и первым вице-премьером. В скандалах не замешан — ни в бытовых, ни в политических, ни в коррупционных. Из его «недостатков» отмечается наличие большого количества родственников на госслужбе и в квазигосударственном секторе.

А также тот факт, что его «выдвиженец» — бывший председатель АРЕМ Мурат Оспанов, который с Сагинтаевым работал и в Павлодаре, и в Астане, был не так давно осужден, а затем освобожден под выплату большого штрафа. Это единственный скандал, который опосредованно связан с премьером.

— Действительно ли Сагинтаеву пророчат пост будущего президента страны? Есть ли в нем качества, необходимые для такой должности?

— Многие считают, что Сагинтаев есть в списке возможных преемников. И в какой-то степени это действительно так. С другой стороны, особой энергетикой и харизмой он не обладает. Он грамотный управленец — не выдающийся и вместе с тем не допускающий провалов. Репутация у него, скажем так, эмоционального напряжения не вызывает. Судя по работе его пресс-службы, склонной к минимализму, человек старается давать для критики как можно меньше поводов. В чем-то характеристики, связанные с его назначением, похожи на характеристики, которые связывались когда-то с Сериком Ахметовым. В момент прихода к власти о нем тоже говорили, что он в скандалах не замешан. Но, как видим, это было делом поправимым.

Новые вызовы — старые грабли

— В нынешних экономических реалиях Бакытжан Сагинтаев — удачная фигура на посту премьера?

— У нас в правительстве, конечно, долгое время было много макроэкономистов, финансистов и банкиров. В нынешних условиях, когда экономикой нужно заниматься практично, то есть работать и с промышленностью, и с сельским хозяйством, и с регионами, наличие премьера-практика хорошо. А Сагинтаев, как мы знаем, работал и заместителем акима Жамбылской области, куда его выдвинул бывший тогда на посту акима Сарыбай Калмурзаев. Плюс Бакытжан Абдирович долго работал в системе АРЕМ и возглавлял антимонопольное агентство. Его карьера в правительственном аппарате также дает свои политические бонусы. То есть практику госуправления премьер знает достаточно хорошо. Понятно, что он может быть и не лидер, но это не мешает ему быть крепким хозяйственником. Правительству сейчас что-то такое нужно, но надо учитывать и задачи, которые ставит президент.

В своем послании и на расширенном заседании правительства глава государства говорил, что в стране большая проблема с эффективностью госуправления в целом. И особой положительной динамики, судя по всему, пока не намечается

С другой стороны, премьер не дает поводов себя ни критиковать, ни хвалить. Что может быть с одной стороны и хорошо. Значит у него достаточно ровная работа. Но хотелось бы немного больше динамики, конкретики и закручивание гаек правительльством, поскольку большинство нарушений происходит именно в его сфере — бюджетное планирование, бюджетная дисциплина.

По наиболее важным направлениям программы «100 шагов», которая долго считалась у нас едва ли не базовой, мы видим откаты. Начались они при старом правительстве Масимова и продолжаются при новом премьере. Сагинтаев уже отказался от идеи налогов с продаж, введен мораторий на запуск системы обязательного медстрахования. Не исключено, что с другими реформами будет такая же история. Где-то это связано с непродуманностью, где-то вызвано саботажем госаппарата. Но самое большое зло, которое не дает их искоренить, это наведение хоть какого-то порядка для контроля в системе госуправления.

Президент недоволен

— Все предыдущие годы глава государства обращался с Посланием к народу в прямом эфире по телевидению. В этом году случилось что-то неординарное — он предложил ознакомиться с его текстом письменно. О чем это говорит?

— Президент, судя по его выступлениям, не очень доволен ситуацией в стране. Я думаю, что отказ от личного озвучивания Послания связан с тем, что правительство плохо подготовило его экономический блок, а это практически все послание и есть. Это «хорошо» говорит об отношении самого президента к текущему Посланию.

Я согласен с тем, что экономического прорыва в виде цельного документа правительство подготовить не смогло

Кроме того, понятно, что и те коррупционные скандалы, которые относятся к сфере Нацбанка и квазигосударственному сектору, прежде всего относятся к самому правительству. Ведь общий объем хищений и злоупотреблений гигантский. Он сопоставим по масштабам только с неумением планировать и эффективно расходовать средства. И критика президента по этому поводу не прекращается. Поэтому не исключено, что правительство через какое-то время может быть серьезно обновлено как на уровне министров, так и на уровне самого премьера.

Продолжение следует.

© «365 Info», 2014–2020 [email protected], +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter