Повышение ценников на отечественных АЗС взбудоражило общественность. Что стоит за ростом стоимости ГСМ и ждать ли дальнейшего повышения?
На формирование бензиновых цен, как показывает практика, влияет множество факторов, таких как котировки нефти на мировых рынках, курс национальной валюты и ценообразование на рынке России, откуда сейчас завозится до 30% ГСМ.
Другой важный фактор – приближающиеся плановые ремонты на отечественных НПЗ
Чтобы не допустить дефицита, бензин из России надо завозить уже сегодня, считает ряд экспертов и приводит следующие аргументы:
Подорожание бензина в Казахстане объяснил Бозумбаев
В плане наращивания производственных мощностей и улучшения глубины переработки нефти у россиян все, как говорится, хорошо – в 2007-2014 годах была проведена колоссальная работа, цены на бензин там теперь намного выше, чем в Казахстане.
В нашей стране, по официальной информации, модернизация НПЗ должна завершиться в 2018 году, Казахстан перестанет зависеть от российского топлива в связи с увеличением производства собственного бензина на 2 млн тонн в год. Возникает вопрос, будет ли бензин дешевым?
Хотя однозначного ответа сейчас никто не даст, но уже сегодня очевидно, что низких цен ждать не стоит. Здесь необходимо принимать во внимание тот факт, что до 2025 года в рамках ЕАЭС планируется создание общих рынков нефти и нефтепродуктов, что означает недопущение количественных ограничений во взаимной торговле. Это в свою очередь
может привести к тому, что более дешевый казахстанский бензин будет уходить в Россию, Кыргызстан и другие государства-участники ЕАЭС из-за ценовой разницы, что при отсутствии таможенного контроля вполне закономерно
Соответственно, по мнению ряда экспертов, во избежание оттока ГСМ из Казахстана и возникновения дефицита, актуальным становится вопрос выравнивания цен на ГСМ на всем пространстве ЕАЭС, включая унификацию налогового законодательства в части установления и применения ставок акцизов и НДС.