С Казахстаном, в отличие от других стран центральноазиатского региона, у России отношения сфокусированы на чисто экономических вопросах.
На встречах с казахстанскими высокопоставленными лицами россияне гораздо меньше обсуждают вопросы безопасности. Ведь радикализация отечественных работников в России невелика во многом благодаря неокейнсианской модели государственной политики РК. Какие из ключевых политико-экономических вопросов будет обсуждать Путин с центральноазиатскими лидерами, попытались предугадать ia-centr.ru и директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев.
— Андрей Анатольевич, российский президент Владимир Путин в ближайшее время посетит с визитом сразу несколько стран Центральной Азии. На ваш взгляд, на первом месте во время переговоров будет экономика или безопасность?
— И безопасность, и экономика. Потому что это настолько взаимосвязанные сюжеты, особенно в случае с Центральной Азией, что поделить их невозможно. По сути, основной момент в экономическом развитии даже таких ключевых стран как Казахстан связан с вопросами безопасности. Вот где-нибудь в Афганистане что-нибудь взорвут, потом испуганные немецкие инвесторы начинают деньги выводить. Собственно, то же самое относится и к российским инвесторам. Они тоже очень чувствительные к разного рода рискам, и не только к рискам, связанным с терроризмом, но и к рискам геополитическим, связанным с отношениями между странами.
Очень часто в ряде стран типа Таджикистана и Туркменистана терялись большие деньги. Например, в случае с потерей бизнеса МТС фактически конфисковывалась собственность в Узбекистане и Туркменистане. Проблема международных инвесторов в Кыргызстане хорошо известна, и не только российских и китайских, но и канадских, связанных с «Kumtor Gold». Экономику и безопасность здесь вообще разделять нельзя.
Кроме того, нужно понимать, что
если не брать Казахстан, то экономические отношения России со странами Центральной Азии определяются в основном политическими факторами,
потому что Россия мало чего вывозит из этих стран, за исключением Казахстана. В отношениях с Казахстаном есть проблемы огромного профицита торгового баланса России, но в случае с другими странами Центральной Азии просто катастрофическая ситуация — Россия ничего оттуда не вывозит, только ввозит, при том зачастую в виде скрытых льгот.
Предположим, что поставка ГСМ в Кыргызстан или Таджикистан оформлена как экспорт, но по сути это субсидирование их экономик, потому что это субсидированное ГСМ. Или другой пример: «Газпром» формально инвестировал в Кыргызстан деньги, а по сути это одна из форм помощи. То есть он купил «Кыргызгаз», значит обеспечивает теперь его газом по достаточно низкой цене по сравнению с прежними закупками газа у Узбекистана. В торговле с Узбекистаном тоже постоянно образуется профицит, и России потом приходится списывать долги.
— В данном контексте тем не менее нельзя не сказать еще и про трудовые ресурсы этих стран.
— Да, это тоже ситуация, которая показывает тесную связь между политикой и экономикой, потому что здесь уже всё связано просто с тем, получают ли трудовые мигранты из соответствующих стран определённые преференции в России или нет. В частности, хорошо известная ситуация, когда у Таджикистана и Узбекистана был спад в трудовой миграции в России в связи с российским экономическим кризисом, начиная с 2014 года, а также в связи с ужесточением административного законодательства совершенно независимо от экономического кризиса. У Кыргызстана ситуация была совершенно другая: число кыргызских трудовых мигрантов не уменьшалось в силу того, что Кыргызстан входит в ЕАЭС. Это был один из важнейших факторов, обеспечивавший нахождение Кыргызстана в союзе.
— В случае с Кыргызстаном интересно, что за прошлый 2016 год он из всех стран ЕАЭС получил самый большой рост ВВП…
— В том числе и фактор трудовой миграции в Россию внёс существенный вклад в это дело, потому что Кыргызстан занимает 2-е место в мире по отношению к ВВП перечислений трудовых мигрантов. По ряду оценок, суммы составляют более трети ВВП. Это один из существенных факторов, особенно в условиях падения транзитной торговли, потому что
вхождение Кыргызстана в ЕАЭС, с одной стороны, стабилизировало ситуацию на рынке трудовой миграции и с перечислениями трудовых мигрантов,
а с другой – вызвало к жизни определённые проблемы, связанные с уменьшением транзитной китайской торговли.
— Если продолжать тему Кыргызстана, то это будет одна из стран, которые, как ожидается, должен посетить российский президент. Какие вопросы безопасности, по вашему мнению, были бы актуальны сейчас в рамках обсуждения?
— Очевидная проблема — угроза международного терроризма. Это вербовка террористическими структурами боевиков в странах Центральной Азии, что непосредственно касается и России, потому что вербовка трудовых мигрантов проводится в том числе на ее территории. Соответствующая ныне кыргызская статистика мне неизвестна, но в соседнем Таджикистане, по официальным данным, 85% мигрантов вербуются на территории России. Эксперты считают, что этот тренд можно распространить и на кыргызских мигрантов. Соответственно, это общий интерес, как и интерес к борьбе с пропагандой экстремистской деятельности.
Например, в рамках ОДКБ Кыргызстан является членом этой организации. В рамках этого альянса проводится операция «Прокси» — поиск и блокирование сайтов, через которые осуществляется пропаганда экстремизма и вербовка боевиков. Также Россия оказывает серьёзную помощь Кыргызстану в вопросе перевооружения армии. Делается это для того, чтобы кыргызская армия могла противостоять разного рода угрозам, в том числе со стороны международных террористов. Все мы помним 1999 год, Баткенские события… Они могут повториться в связи с тем, что в северном Афганистане ситуация очень плохая. То есть очень широкий комплекс факторов.
Но и экономику не надо недооценивать. Потому что России под влиянием кризиса пришлось отказаться от ряда гидропроектов Киргизии. Есть определённые разногласия, связанные с документами ЕАЭС. В частности, киргизская сторона отказывалась подписывать некоторые документы в 2016 году. Также есть серьёзные вопросы, куда будет дальше эволюционировать внутренняя политика Киргизии с уходом президента Атамбаева. Будут президентские выборы, где есть определенное обострение ситуации в отношениях между политическими партиями в Кыргызстане. При этом страна известна своей нестабильной политической ситуацией, которая уже привела к двум революциям. Поэтому российскому лидеру будет интересно (в контексте проблем безопасности, геополитики и т. д. Кыргызстан занимает важное стратегическое положение) просто посмотреть, что там происходит.
— Какие основные вопросы переговоров будут в случае с Таджикистаном?
— В случае с Таджикистаном это прежде всего комплекс проблем, связанных с международным терроризмом, угрозами из соседнего Афганистана и безусловно непростая ситуация на таджикско-афганской границе. На севере Афганистана рост нестабильности, концентрация боевиков. В том числе развёрнута сеть террористических лагерей, где много боевиков, в том числе русскоязычных выходцев из постсоветских стран, включая Россию.
В рамках ОДКБ Россия гарантирует безопасность Таджикистана, проводятся регулярные учения, есть специальные силы, которые предназначены для преодоления возможных последствий вторжения боевиков с территории Афганистана. Как в двустороннем, так и в формате ОДКБ Россия поддерживает вооруженные силы и другие силовые структуры Таджикистана, оказывает помощь в их модернизации на достаточно крупные суммы. Сейчас идут поставки вооружения и обучение таджикских офицеров в России.
Безусловно, это и тема миграции, так как Таджикистан занимает 1-е место в мире по соотношению перечислений трудовых мигрантов к ВВП. И здесь
именно Таджикистан — наиболее пострадавшая сторона от российского кризиса,
потому что курс рубля упал, перечисления в долларах за последние 2-3 года автоматически уменьшились более чем в 2 раза. Уменьшилось и количество трудовых мигрантов, в отличии от Кыргызстана. Таджикистан заинтересован в получении гражданами каких-то преференций. Речь зачастую идёт даже не о законах, а о вещах, определяемых законами, принимаемых в России, о каких-то вещах, регулируемых на уровне ведомств и отдельных корпораций. Все эти вопросы требуют обсуждения.
— Для всех ли стран региона характерна такая тесная связь между безопасностью и экономикой?
— Пожалуй, за исключением Казахстана — крупнейшей экономики в регионе, которая закрывает больше двух третей регионального ВВП.
В отношениях с Казахстаном есть отдельная динамика, чисто экономическая, которая к политике не сводится
Более того, именно она является определяющей в отношениях России и Казахстана. Такие вещи как приграничная торговля, взаимные инвестиции, кооперационные связи предприятий и т. д. Большое количество граждан Казахстана находится на территории России, а россияне работают в Казахстане. Ситуация с трудовой миграцией не такая, как с другими странами Центральной Азии, потому что россияне в свою очередь едут работать в Казахстан, и зачастую на высокооплачиваемые должности. Много казахов работают в России не в сфере низкооплачиваемой деятельности, где много граждан Таджикистана, а там, где требуется высокая квалификация. Очень большая между странами и учебная миграция. Здесь есть большой комплекс чисто экономических вопросов.
— Говоря о Казахстане, не могу не спросить о программе политических и экономических реформ, которую президент Назарбаев озвучил недавно…
— Речь идёт прежде всего о том, что президент немного дистанцируется от определения экономической политики, больше полномочий будет передано правительству во взаимодействии с парламентом. Это логично, с учётом того, что экономическая ситуация достаточно сложная и нужно принимать оперативные решения. В конечном счёте за это несёт ответственность правительство. В случае с Россией у нас вообще сложился неформальный порядок, когда премьер-министр за экономику отвечает, а президент определяет ситуацию, связанную с внешней и военной политикой.
Такого рода меры, как в Казахстане, проводились в ряде других стран перед транзитом власти. Это делается для того, чтобы смягчить ситуацию, связанную с передачей власти, и не допустить катастрофических событий. Все это нужно готовить заранее. Правительство должно привыкнуть, что должно что-то решать самостоятельно. Это очень важно, и на это могут уйти годы.
— А сама программа «третьей модернизации»?
Это очень важная позитивная программа. Другое дело, что надо понимать, какие сейчас серьёзные экономические проблемы в Казахстане. И я бы сказал, это достоинство Назарбаева, что он умеет в сложных ситуациях формулировать такие интересные, перспективные, долгосрочные программы, которые позволяют мобилизовать административные структуры и дать какие-то перспективы бизнесу и населению для выхода из кризиса.
К слову сказать, это очень логично: эта та система, которую Кейнс впервые предложил, сказав (когда были ситуации типа «великой депрессии» 1930-х годов) — всё связано с тем, что у всех упало настроение.
Людям надо дать надежду, сформировать перспективу — вот задача государства в период экономического кризиса. Это казахстанская сторона и делает
Это соответствует рецептам кейнсианской экономики. С его точки зрения, государство должно больше тратить, чтобы дать перспективу, видение. И это видение есть, но оно не реализуется автоматически. Конечно, мы должны быть реалистами и понимать, что сырьевой сектор экономики в Казахстане играет ключевую роль и ещё долго будет играть, но надо видеть будущее. Без этого видения ничего не будет.