Конституционная реформа в Казахстане превратит вертикаль власти из столба с громкоговорителем в живое дерево со сменяющимися листьями. На такое будущее этой реформы надеется известный поэт и общественник Олжас Сулейменов в интервью express-k.kz.
– Олжас Омарович, многие известные люди высказались о реформе, предложенной главой государства Нурсултаном Назарбаевым, – наделении правительства и парламента новыми полномочиями за счет собственно президентских. Хотелось бы услышать ваши комментарии.
– Думаю, далеко неслучайно, что государственная комиссия по подготовке проекта реформы завершила свою работу в дни, когда к нашей столице, пожалуй, впервые было приковано внимание всей планеты. Говорю не об Универсиаде, а конечно, об астанинской встрече представителей официального Дамаска и вооруженной сирийской оппозиции с участием Турции, Ирана и России. Обсуждалась судьба Сирии, судьба мира на Ближнем Востоке, а в известной мере – судьба всего мира.
Я думаю, время для работы комиссии и выступление президента не к этому именно событию были приурочены, а определялось понятной датой – 16 декабря, когда мы подводили итоги 25-летия независимости нашего государства. Четверть века мы осваивали, стремились воплотить новые для нас понятия, о которых раньше только читали и слышали — «независимость», «капитализм», «демократия». Мы не боролись за них десятилетиями. Они свалились в «наше распоряжение» неожиданно, почти случайно. И результаты прошедшей четверти века помогают уяснить, насколько взаимозависимы оказались в нашей жизни названные феномены, как они помогали или мешали развитию друг друга.
Я слушал выступление президента 25 января и понимал, что эта реформа и есть один из важных итогов пройденного. Итог, пропущенный через сердце и сознание. Непростой итог, потому что из глубоких колодцев истории, со всех сторон современности вопиет опыт единовластия, подсказывая правящему, как сохранить, укрепить, продлить Вертикаль!
Политическая действительность и в XXI веке показывает, что вертикаль власти в тоталитарных государствах неизбежно превращается в столб, на котором остаются только лампа, освещающая и согревающая ближний круг, и громкоговоритель, оглашающий указы для дальних.
Нурсултан Назарбаев первым в СНГ предлагает придать вертикали власти в будущем образ плодоносящего древа с действующей кроной, которая в положенные сроки меняет листву. И тогда поэтическая метафора «ветви власти» обретает конкретный политический смысл. Да, в идеале это так и должно быть. Идеалы духовно развивают и в конечном счете преобразуют пути общества. После отказа от социализма резко их поубавилось. Вместо них начали занимать малопродуктивные идеи, подсказывающие очередную «столбовую дорогу». Совершенно понятно, что в заветную тридцатку Казахстан со столбовой властью никогда бы не попал.
Некоторые общественные оценки в обсуждении выступления президента убеждают меня – наше общество научилось делать спокойные прогнозы на будущее без лишней эмоциональности, без забегания вперед. «Давайте поработаем, посмотрим». Тональность рассуждений взрослого общества, которому еще предстоит долго обходиться патриархальным сознанием.
О реформе, надеюсь, будут профессионально и содержательно говорить. Важно увидеть и почувствовать, что начинает претворяться в жизнь предложенное. Затихнут разговоры о «преемнике».
Если реформа воплотится в заметных делах, то народу станет понятно, что настоящим преемником власти в будущем станут парламент, издающий законы, правительство, их исполняющее, суд, их соблюдающий, и новый президент, избранный из многих по конкурсу, как и прописано в старых правилах демократии.
Но эта благость наступит, конечно, еще не завтра, но уверен, что наступит. И эту уверенность поддерживает реформа, предложенная президентом. Очень взвешенный продуманный ход, доказывающий, что Казахстан реально участвует в Большой Шахматной Игре мировой политики.
– Недавно казахстанцы отметили 25-летие независимости нашей страны. Какие, на ваш взгляд, наиболее важные перемены за эти годы произошли в жизни общества и каждого гражданина?
– Для меня не менее важно, что общество и власть не допустили существенных перемен в жизни народа и каждого гражданина, которые, к сожалению, произошли в ряде других республик после распада СССР. Мы сохранили единство многонационального народа нашего. Не допустили национальных, религиозных противостояний. Теперь, в год 100-летия революции, необходимо сохранить межклассовый мир. Все 25 лет развития начального капитализма мы осознанно становились классовым обществом, в котором должен был появиться рабочий класс, уже проявляет себя его активная часть – пролетариат. Почему не произошли революции в Швеции или Америке? Там классы рабочих и работодателей осознали свою взаимозависимость, борьба классов превратилась в постоянно действующий диалог. О чем даже не помышляли Маркс и Энгельс – классики теории классовой борьбы.
О пользе диалога как единственно гуманного средства разрешения конфликтов надо помнить и тем современным государствам, где нарастает конфронтация власти и общества. Да и тем, в которых такое противостояние пока даже не намечается.
Я когда-то вывел для себя закон, который, как мне кажется, применим и в политике: «Если хочешь избавиться от врага, сделай его другом!». Такова должна быть позиция каждой действительно сильной стороны. И страны. И личности.
– Поэзия и политика – что выиграло в вашей жизни?
– Никогда не противопоставлял эти занятия. Следовал своему всегдашнему принципу «и-и». Я повидал много деятелей, занимавшихся политической службой только карьеры ради. Они сами знали, что они не политики. В прежние времена непоэты, неписатели делали себе карьеру в литературе и состояния. А сейчас, когда литература переживает кризис, пишут лишь те немногие, кто не может не писать.
Проблемы человека, общества, окружающей среды – это общая сфера деятельности политика и поэта.
Я пишу каждый день, этим участвую и в политической, и в поэтической деятельности.
– В одном из интервью газете «Экспресс К» вы говорили, что мир беременен войной. Каковы сегодня ваши прогнозы на будущее? Повлияет ли избрание Дональда Трампа новым президентом США на снижение напряженности между ведущими мировыми державами? Будем ли мы спокойно жить?
– Дональд Трамп упорно заявляет, что США и России надо: а) сокращать атомные арсеналы; б) вступать в содержательный диалог, а не «лаять» друг на друга. Что США должны сокращать свое финансовое и военное участие в НАТО. Что надо отказаться от политики санкций, если они вредят бизнесу США. Что надо возвращать производство американских товаров из Юго-Восточной Азии в США, чтобы загрузить работой собственных граждан.
Вот позиции предвыборной программы Трампа, которые обеспечили ему поддержку в России, Евразии и во всех других странах, которые не хотят мировой войны, понимая, что она не обойдет даже крошечные страны.
И если эта предвыборная программа станет президентской на все четырехлетие его правления, значит мир избежит войны.
И рад добавить, что Казахстан как член Совета Безопасности ООН в 2017–2018 годы, несомненно, будет со своей стороны помогать реализации основных пунктов такой программы. Залогом чего является мировоззренческая составляющая нашей внешней политики, создававшаяся все 25 лет своего развития.
– Недавно вы отмечали: «Чтобы обеспечить стабильность любому государству, недостаточно развитой экономической составляющей, надо не растерять главное богатство – творческий потенциал нации». И здесь, несомненно, большую роль играет книга. Что нужно сделать для того, чтобы она снова была востребована читателем?
– Понятие «творческий потенциал» включает литературу, искусство, науку, техническое новаторство и многое другое. Я бы предложил парламенту эту тему для детального, подробного обсуждения с привлечением представителей всех этих профессий, заметно пострадавших за 25 лет.
Мажилис пока никак не может принять цельный всеобъемлющий «Закон о культуре». И никогда не сможет – это попытка объять необъятное. Все равно что попытаться создать «Закон о цивилизации».
Культура – это не только «песни и пляски», как это понимают большинство чиновников, но все, что формирует Человека Мыслящего (Homo Sapiens) с юных лет до старости. Чтобы племенам превратиться в нацию, необходим кроме всего еще и свод законов об основных составляющих понятия «культура». Это законы об образовании (где нужно предусмотреть и дошкольное воспитание, подростковое и профобразование); о театре (эстрада, цирк, самодеятельность); об изобразительном искусстве; о книге, литературе; о науке; об интеллектуальной собственности и другие.
Все это необходимо для сохранения и развития творческого потенциала нации, которая заявила о намерении войти в круг самых развитых народов мира.
Пару дней назад движение «Невада-Семей» провело «круглый стол», посвященный 25-летию нашего Проблемного комитета. Некоторые активисты настаивали на обращении в мажилис с предложением принять закон о запрещении ГМО-культур в Казахстане. Ученые-генетики (оказывается, единицы таких сохранились) выступили против намечающейся традиции изображать генно-модифицирование сельхозкультур только черной краской. Применение такого «колора» еще научно не оправдано. Но доказано право применения светлых красок: 1) ГМО-семена в десятки раз повышают урожайность; 2) ГМО-овощи, фрукты и зерно не страдают от вредителей.
Ученые при обсуждении вопроса приводили примеры, доказывающие, что применение пестицидов наносит неизмеримо больший вред земле и здоровью человека, чем вся эта ГМО-проблема. После роспуска колхозов и совхозов сельхознаука ушла из села. Полуграмотные фермеры засоряют поля ядохимикатами, которые борются не только с сорняками, но и с производимыми культурами. От апельсина, которому привили ген какой-то рыбы, умер один человек в Австралии. Об этом написали все газеты мира. Но сколько миллионов человек пострадали и страдают еще в материнском чреве от продукции, отравленной пестицидами, – об этом тоже надо писать. Думать надо. Если ГМО-технологии помогают избавиться от тотального засилья нашего земледелия пестицидами, посмотреть на это свойство более внимательно не помешало бы.
На обсуждении приводили данные, почерпнутые из недавней научно-познавательной передачи РЕН TV, где сообщалось, что ГМО-растения не производят семян, они бесплодны. «Страны, которые перейдут на выращивание ГМО-растений, окажутся на крючке американской корпорации «Монтана», которая будет монопольно снабжать весь мир ГМО-семенами».
Очень интересно. Вырастил наш фермер ГМО-кукурузу, отложил часть зерен на семена, засеял. А они не взошли. Пошел искать киоск «Монтана». А как сама «Монтана» производит эти семена? Они же не создаются искусственно.
«Лабораторные крысы, питающиеся ГМО-продуктами, через два–три поколения теряют репродуктивную функцию». И человечество, особенно народы третьего мира, куда идут семена «Монтаны», через пару поколений перестанут размножаться?
Вот такие версии обсуждались на дискуссионной площадке Проблемного комитета. Разговор ученых перенесется в экологические организации, чтобы в итоге дойти до мажилиса. Меня, например, в этой дискуссии заинтересовали такие цифры. Планета способна прокормить только 12 млрд человек. Сейчас нас 7 млрд, а в 2030 году станет 18 млрд. Что делать? И этот вопрос должны иметь в виду ученые-оппоненты в начинающемся споре о ГМО.
А что касается судьбы книги, я об этом говорю часто и повторю. Великая русская литература переживет и этот сложный период, когда Великий Читатель превратился в рядового слушателя и зрителя.
А вот молодой казахской литературе, которая письменной-то стала во второй половине ХХ века, утратить читателя – значит, по сути, вернуться в эпоху фольклора. Без письменной литературы невозможно сделать казахский язык поистине государственным языком, языком межнационального общения.
– В прошлом году в Казахстане с вашим участием был создан Экологический альянс «Байтақ болашақ» («Бесконечное будущее»). Каковы задачи этого общественного объединения и как оно будет их решать?
– «Невада – Семипалатинск» было первым в СССР и Казахстане экологическим движением. Мы начали борьбу с ядерным загрязнением. Наш девиз «Чистый воздух, чистая земля, чистая вода – чистая страна!» передаем Экологическому альянсу.
Я – почетный президент альянса, рабочий президент – молодой выпускник Сколково Азамат-хан. Скоро выходит наша газета «Таза ел» («Чистая страна») на двух языках. Редактором приглашен Сейдахмет Куттыкадам – историк, философ, журналист. С такой подготовкой он увереннее займется вопросами экологии. Экология выходит в первые строки повестки дня человечества. Потому что атомная война может не случиться – руководители ядерных держав умнеют. Но экологическая катастрофа уже происходит. И человечество может не дожить до середины века. А у нас, казахстанцев, такие планы на 2050 год! Должны войти в благословенную тридцатку!
Шупейкин. Олжас Сулейменов: «Националисты предлагают моему народу ни с кем не общаться».
И войдем, если мы и наши коллеги во всем мире возродим чистое небо, чистые реки, чистую землю на земном шаре. Общественные организации должны помогать государствам. С этой целью создается Экологический альянс.
– Олжас Омарович, что бы вы пожелали нашим читателям в наступившем году?
– В казахском календаре это Год Курицы. Поддерживаю эту редакцию, не принимаю китайского Красного Петуха, который ассоциируется с агрессией, вселенским пожаром.
Желаю, чтобы нам под крыльями доброй несушки было тепло и сытно. Чтобы в каждое семейное гнездо наша Курица снесла хотя бы по одному яичку. А по два – еще лучше! Да будет так!