Учителя водят школьников на экскурсии в торговые центры. Зачем? Кто создает эту моду? Как выясняется, это нужно для формирования целостной картины мира. Современного рыночного мира.
— Здравствуйте, ребята! Я директор торгового центра. Приглашаю вас на экскурсию. Проходите. Присаживайтесь на стульчики. Вы знаете, что такое торговый центр?
— Где все продают! Игрушки! Продукты! — отвечают дети, а если затрудняются с ответом, то директор поможет, сообщив правильный ответ: «ТЦ — это несколько отделов с разнообразными товарами, которые находятся в одном здании».
— Без чего нельзя обойтись в любом магазине? — спрашивает директор у ребятни.
— Без денег, — отвечают дети.
— Правильно! В каждой стране есть свои деньги. Как называются денежные купюры, которыми люди пользуются в нашей стране?…
Это не фантазии. Это выдержка из конспекта НОД (непосредственно образовательной деятельности) для педагогов на тему «Экскурсия в Торговый центр». В конспекте все четко и обоснованно: возрастная группа, тип мероприятия, образовательная область… Цель мероприятия данного мероприятия, как следует из конспекта, формирование первичных представлений о деятельности торгового центра и специфике торговых отношений в нем. А задач сразу три:
Сверкающие витрины, различные аттракционы, кинотеатры, рестораны, фастфуды, куча красивых и дорогих вещей вокруг… Все торговые центры одинаковы, алматинцы о них так и говорят: «Однотипные места для траты денег». Зачем же водить детей в безликие магазины?
— Городские экскурсии незаметно переродились за последние годы, — говорит Константин Копцев, директор туркомпании Grande Voyage, предлагающей экскурсии по Алматы. — Конечно, классические экскурсии остались, но все чаще программа формируется по желанию клиента и в городские путешествия включается посещение торговых центров. А
для иногородних школьников посещение торговых центров включается в экскурсионную программу обязательно
Ведь почти в каждом ТЦ есть кинотеатры, площадки, большие и разнообразные зоны развлечений, ориентированные на детей. Многие приходят в туда не только за покупками, сколько за развлечениями и приятным времяпровождением.
Маркетологи, кстати, уже посчитали —
если посещение торгового центра включить в программу городских экскурсий, то посещаемость самого ТЦ вырастает примерно на 35%
Итак, торговые центры действительно для досуга делают много и создают массу веселых развлечений. Для строительства современных ТЦ нередко привлекаются лучшие архитекторы и дизайнеры, вооруженные передовыми технологиями. Но почему тогда детские экскурсии в самые замечательные современные центры не нравятся заботливым родителям?
«А вот мне интересно, кому надо занести денег, чтобы школьники вместо уроков пошли на «экскурсию» в твой ТРЦ? Dostyk Plaza, расскажете? Или Министерство образования и науки РК спросить, в чем цель работы Школы-Гимназии №56 Алматы?», — написал на своей странице в Facebook алматинец Константин Пак.
По мнению возмущенного родителя,
детям надо ходить в музеи, на выставки и в парки. И в выходной день, а не вместо уроков
«Платное же посещение ТРЦ и походы в кинотеатр «Цезарь» на фильмы, которые детям неинтересны (тоже та еще схемка) я почему-то не могу считать повышением уровня общения», — считает Константин.
Того же мнения придерживается алматинка Ольга Будко, которая на своей странице в той же соцсети написала, что ее дочь собиралась вместе с классом идти на экскурсию… в боулинг.
«Детей надо возить в места, где они развиваются, узнают что-то новое, познают мир и проникаются любовью и гордостью за свою великую Родину, — уверена Ольга. — Почему бы не в музей имени Кастеева, который находится в двух шагах от школы и в котором есть замечательный зал казахских художников-иллюстраторов народных сказок, где проводят интересные мастер-классы для детей по гончарному мастерству, войлоковалянию, другим видам декоративно-прикладного искусства, где есть кружки детского творчества, где всегда рады деткам. Нет, детей ведут пешком через несколько дорог, включая развязку на Тещином языке, в клуб Метро!»
От «экскурсии» ребенка в боулинг Ольга отказалась в личном порядке, за что получила выговор от учителя за отрыв от коллектива. Однако свой пост неравнодушная мама закончила такими словами:
«На всякий случай предупредила, что в бильярдные, казино и кальянные мы тоже отказываемся ходить на экскурсии. Отрываемся мы от культурного детского досуга»
И такие сообщения чуть ли не еженедельно попадают в ленты соцсетей.
Между тем детские психологи отметили один очень интересный факт. Как выяснилось, теперь, чтобы лучше познакомиться с культурой города, надо идти первым делом не в музеи, театры или другие подобные учреждения, а в торговые центры! Эксперты это объясняют тем, что культура там, где люди.
— Эти большие торговые центры есть не только у нас, они есть во всем мире, — говорит психолог Ирина Волкова. — В каких-то есть океанариумы, мини зоопарки, музеи, то есть интересные вещи, которые могут меняться. Развлекательный культурный центр функционирует не только как базар, где купил и продал, а как место, где тепло, красиво, уютно, где люди могут просто погулять. Там есть игрушки, кинотеатры, может быть дети пошли смотреть какой-то фильм или играть в настольные игры. Почему нет.
Это веяние нашего времени и нечему здесь удивляться, как будто спустились с луны
А что касается боулинга, то это замечательная спортивная игра, чем плох боулинг? Те же самые городки, которые были в наше время. Только у нас не было прекрасных оборудованных залов, мы просто ставили палочки и кидали мячики.
К тому же ни один вот такой поход не идет в разрез с учебно-воспитательным планом. Скорее всего, это знакомство с социумом, с жизнью. Да, кто-то может быть там уже был, а для другого ребенка это может стать событием, благодаря которому у него новые ориентиры появятся.
Детский психолог Оксана Гулак придерживается того же мнения. Она считает, что проблема выдумана родителями.
— Торговые центры — это наша реальность. Дети и подростки с удовольствием там проводят время. Почему бы не совмещать поход в музей и игру в боулинг? Ведь дети должны и отдыхать, а не только все время чему-то учиться, — говорит эксперт.
По ее мнению, нет ничего плохого в подобных детских экскурсиях. Дети там могут отлично отдохнуть, а что касается дорогих соблазнов материальных ценностей, то и это может быть к лучшему.
— Это реальность, которую нужно признать и принять. Может быть ребенку придется свыкнуться с мыслью, что да,
моя семья бедная, я не могу купить то, что может купить другой ребенок, но это не значит, что я хуже. Это обидно, но это принцип реальности.