Алия Боранбаева – алматинка, которая поехала за новыми впечатлениями в Лондон. Там она начала свой бизнес в сфере моды, став финалисткой британского конкурса Global Ethical Fashion Award.
Новая страна изменила ее и помогла понять, чего она хочет от жизни. Алия решила поделиться с нами своей историей знакомства с новой страной.
— Где вы родились, в каком городе жили и чем занимались до переезда?
— Родилась я в Астане, тогда еще Целинограде. Потом мы переехали в Алма-Ату, так что детство и юность прошли уже на юге. Моя первая специальность — журналистика, со студенческих лет я работала внештатным корреспондентом многих республиканских изданий, так что к окончанию учебы была ответственным редактором в одном из местных журналов. Потом ушла в маркетинг и PR, работала в нефтяной компании и микрофинансах. В Англию я отправилась за дипломом в области маркетинга.
— Когда вы переехали в Англию? Как решили уехать?
— Это было десять лет назад. У меня тогда не было ни перед кем никаких обязательств. В то время у меня был выбор — остаться дома, стать начальником отдела PR и дальше строить успешную карьеру и, возможно, семью либо все бросить и отправиться на поиски приключений. Выбрала второе и ни разу не пожалела. Да, для учебы накопила достаточно денег честным путем, помогая параллельно нескольким компаниям. У меня часто спрашивают, мол, как ты уехала без стипендии или помощи родителей, там же все дорого. Я отвечаю, что это возможно — заработать, накопить и уехать без стипендий и помощи родителей или других покровителей. Когда уезжала, многие говорили, что зря я это делаю, что надо карьеру продолжать, зарабатывать, наконец замуж выходить, детей заводить.
А мне такой сценарий казался очень скучным: ну вот стану я начальницей, буду получать много-много денег, выйду замуж, рожу детей, а что дальше?
Мне казалось это унылым и предсказуемым. Но это мое личное представление. Поэтому я никого не слушала. Сначала я поехала на полгода, потом осталась еще — в магистратуре. А после учебы стала работать в маркетинговом агентстве, затем в медийном, потом в газете. В какой-то момент создала собственную компанию по созданию аксессуаров для дома и женщин.
Тяжело ли было менять привычный образ жизни? Как прошла адаптация к новой стране?
Совсем не тяжело. Мой привычный образ жизни был ну очень скучным: работа-дом-работа, редкие вылазки с подругой или на культурные мероприятия. Будучи человеком артистичным, в Лондоне почувствовала, что я дома. Сразу появились новые друзья, с которыми ходили на выставки, в театры, отправлялись за город, объездили полстраны. Я в Казахстане так много не путешествовала, как здесь. Постепенно я менялась, стала более открытой, начала доверять людям.
В Алматы уже даже по привычке часто приходится делать «RBF (resting bitch face — свирепое лицо), чтобы никто не приставал
Здесь же, наоборот, начинаешь улыбаться даже прохожим. Почувствовала новый вкус к жизни, стала писать картины маслом, организовала выставки, научилась делать украшения, стала волонтерить и помогать другим.
— С какими трудностями пришлось столкнуться, что было легко?
— Трудности, наверное, как и у всех в первое время. Непонимание каких-то нюансов, менталитета. Но мне повезло встретить хороших интересных людей из академической среды. Тогда под влиянием новых друзей я стала формироваться как личность, лучше понимать себя и других, верить в себя и свои силы. Легко было общаться и заводить знакомства.
— Как к вам относились местные?
— Хорошо. Я поняла — как ты относишься к людям, так будут относиться и к тебе. И потом, я для них была экзотичной девушкой с интересной внешностью и родом из непонятной страны.
В мой первый год пребывания в Англии как раз вышел фильм про Бората. Меня он очень задевал
и даже обижал, так как узнав, откуда я, люди начинали смеяться и задавать глупые вопросы. А потом поняла, что надо проще воспринимать этого героя, и что люди смеются не над моей страной, а над выдуманным персонажем и отношением к нему других людей. Однажды мне сказали, что благодаря знакомству со мной они хотят посетить Казахстан. Тогда я поняла, что по мне судят о стране, и вот так рождаются стереотипы.
— Какие особенности бросаются в глаза?
— Вежливость. Организованность. Доброжелательность. Порядок. А вообще, на мой взгляд, казахстанцы и британцы очень похожи. Любовь к чаю с молоком и яблокам, к примеру, нас объединяет. Они очень музыкальные, как и мы. У них много самоучек-гитаристов, они любят петь и хорошо повеселиться, но
в Англии редко на вечеринки и свадьбы берутся кредиты. Хотя к свадьбам такое же трепетное отношение, как у нас
— Назовите пять самых больших различий между Казахстаном и Англией.
— Я бы не хотела сравнивать Казахстан с Англией. Это два разных полушария, и в этом прелесть этих стран. Однако всё же приведу несколько различий.
Коррупция. Не секрет, что в Казахстане она повсеместна. С одной стороны, это может кому-то упрощает жизнь: купить можно почти все и всех, лишь бы были деньги. С другой стороны, это развращает и создает беспорядок. В Англии ты не сможешь, например, подкупить препода, чтобы тебе поставили высокий балл. Не можешь купить водительские права — надо сдавать строгий экзамен, и это правильно, так как права — это не игрушка. Конечно, в Англии существует коррупция на высоком уровне, но она не так заметна, как у нас.
Тайм-менеджмент — управление своим временем. Для меня важно время, очень не люблю опаздывать сама и когда опаздывают другие. Я заметила, что в Англии время ценят. Если ты остаешься работать после шести вечера, тебе доплачивают, если выходишь в праздники — платят больше. В Казахстане немного по-другому.
У нас нормально опаздывать, хорошим тоном считается оставаться на работе допоздна, типа, пока шеф сидит
Не везде и не всегда, конечно, но бывает.
Вежливость. В Англии люди вежливее. Мне казалось раньше, что у нас вежливые люди, но после Англии поняла, что это не совсем так. У нас вежливые только со своими. А ведь такие простые слова, как «спасибо», «пожалуйста», «извините», могут скрасить любую неприятность или сделать день ярче. Вежливость бесплатна, но дорогого стоит.
Очереди.
Британцы шутят, что это они выдумали очереди. Я отвечаю, что они не были в Советском Союзе в 90-е годы
Пара лет моего детства точно прошла в очередях. В Англии очереди бывают, но быстро рассасываются, никто не лезет внаглую вперед. А если полезет, то его начнут прилюдно осуждать и ему станет стыдно.
Отношение к людям. Мне нравится, что в Англии к человеку относятся с уважением и достоинством. У нас часто смотрят на внешний вид, наличие материальных ценностей, работу. Много высокомерия в наших людях по отношению к более бедным или обделенным, особенно если они резко разбогатели. Если у нас без бумажки и агашки ты букашка, то там в первую очередь ты — человек.
— Собираетесь ли вы возвращаться в Казахстан?
— В Казахстан я возвращаюсь последние три года. После рождения малыша стала приезжать чаще и на длительное время, все-таки это моя Родина, здесь мои родные и близкие люди. Конечно, поначалу был вторичный культурный шок. В Алматы сложно с грудничком, особо никуда не выйдешь, зимой все словно впадают в спячку. Нет групп поддержек мам, как в Лондоне. Чтобы куда-то выехать, нужно готовиться чуть ли не за два дня. Общественным транспортом уже боюсь пользоваться, так как не любят у нас мамочек с колясками или рюкзаками с детьми, мне всегда делали замечания. На Англии я особо не зацикливаюсь. Думаю, сейчас мир стал настолько маленьким и открытым, что можно поехать хоть в Катманду. Поэтому сейчас, пока малыши маленькие, предпочитаю оставаться в родных стенах.