Маховик реформ запущен, и власти должны учесть самые разные мнения, говорят политологи.
Планируемое внесение поправок в Конституцию Казахстана модернизирует форму государственного управления. Но есть и спорные моменты, говорит директор Экспертно-проектного бюро общественно-политических процессов политолог Уразгали Сельтеев.
— Безусловно, статус парламента значительно повышен. Во-первых, президент полностью снял с себя законодательные полномочия, в том числе по принятию указов, имеющих силу закона, оставив за собой лишь право определения приоритетности и первоочередности принятия тех или иных законов. То есть теперь это прерогатива исключительно парламента, —
цитирует политолога ia-centr.ru. —
Во-вторых, что важно и принципиально в отношениях с правительством? Четко прописано, что правительство равнозначно ответственно как перед президентом, так и перед парламентом. Премьер-министр докладывается не только президенту, но и мажилису.
Правительство автоматически слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом
Правительство может быть сформировано только после консультаций с мажилисом, то есть кандидатуры министров будут согласовываться.
Сейчас раздаются скептические мнения по поводу незначительности поправок. Конечно, эти меры все-таки имеют половинчатый и косметический характер. Но это уже весомый шаг вперед в реформировании политической системы. Что сейчас наиболее важно с точки зрения системных изменений? Есть конкретный задел. Маховик запущен. Закладываются определенные механизмы, которые должны стать предохранителями системы государственной власти, дать свой эффект и сработать в обозримом будущем.
Речь идет о движении в сторону создания практической системы сдержек и противовесов
Другими словами, совершенствуется форма, которая имеет некие грани и не зависит от того, каким она будет наполнена содержанием.
По словам Сельтеева, и после реформирования Конституции мажилис сможет давать правительству лишь советы, функции палаты останутся преимущественно консультационными. Более того, если действия исполнительной власти не будут устраивать парламент, он вряд ли сможет каким-либо образом настоять на своем.
«Это либо недоработка разработчиков, либо умышленная «лазейка», —
считает эксперт. —
Поэтому по логике
в будущем возможен второй этап реформы»
Между тем есть и разочарованные предложенными поправками. Например, политолог Султанбек Султангалиев недоволен, что в поправках «не нашел ни выборности акимов, ни мажоритарно-пропорциональной системы парламентских выборов, ни усиления роли маслихатов и парламента… Всего этого по большому счету в наличии нет, поэтому говорить о дальнейшем росте эффективности действий исполнительных органов власти вследствие проведения каких-то урезанных реформ не приходится».
Усиление роли парламента, по мнению политолога, вступает в противоречие с далеко несовершенной избирательной системой:
«Пропорциональная избирательная система парламентских выборов доказала свою неэффективность вследствие тотальной зависимости от исполнительной власти. Необходимо вернуться к смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, а часть — по одномандатным округам. Это позволит, во-первых, полноценно представить интересы регионов в высшем законодательном органе страны, а во-вторых, значительно повысить эффективность работы за счет активности депутатов-регионалов, зависящих не от покровительства партийного руководства, а от волеизъявления населения.
Хотя и в этом случае краеугольным камнем стоит проблема общественного контроля над объективностью подсчета голосов избирателей и прозрачности выборного процесса», —
подчеркивает политолог.
Со слов Султангалиева, вносимые в Конституцию изменения сами по себе не предполагают проведения досрочных выборов в мажилис.
— Однако сам факт принятия нововведений в Конституцию может стать поводом для проведения выборов, — рассуждает эксперт. — Не исключаю, что тема досрочных парламентских выборов будет пролоббирована группами влияния.
— Естественно, что экспертное сообщество — политологи, юристы, социологи, а также представители политических партий, СМИ и неправительственных организаций, будут активно обсуждать предложенные поправки в Конституцию, — продолжает Султангалиев. — Но как часто исполнительная власть прислушивается к мнению экспертов и неравнодушных граждан? Тем более в таком важнейшем вопросе? Вопрос этот, на мой взгляд, риторический.
Напомним, что Акорда опубликовала проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Предложения по законопроекту принимаются с 26 января до 26 февраля 2017 года по адресу: 010000, г. Астана, район Есиль, Үкімет үйі, Государственно-правовой отдел Администрации Президента Республики Казахстан. Также свои предложения можно направить по электронной почте. Адрес ящика — [email protected].
Назарбаев предлагает казахстанцам уникальное решение — Нигматулин