Сирийские переговоры в Астане примечательны не столько содержанием и ожидаемыми результатами, а самим фактом.
Как ни высокопарно прозвучит, но Казахстан действительно мирит народы и государства. И это, кто бы что ни говорил, реальный показатель авторитета нашего государства в мире.
В 2016 году никто не ожидал, что Россия после инцидента с Су-24 и всех последовавших за ним событий вновь станет близким партнёром с Турцией. Однако это произошло. Благодаря Казахстану и его лидеру. Сегодня в нескончаемой сирийской бойне тоже мало кто видит проблески света в конце туннеля, мало кто всерьёз верит в то, что на эту землю в обозримом будущем придёт мир. Однако Астана тем не менее смогла усадить непримиримых врагов за стол переговоров. Казахстан сделал то, чего никто до сих пор не мог сделать – ни Россия, ни Евросоюз с его мудрыми и авторитетными политиками, ни обамовская Америка (которая, впрочем, к этому особо и не стремилась). А мы смогли.
Конечно, нужно быть реалистами. Нынешний сирийский конфликт – это вообще такой редкий клубок противоречий, малодоступный для понимания со стороны. Конечно, в межсирийских переговорах нет места одиозным террористическим группировкам, таким как ИГИЛ, «Джебхат ан-Нусра» и прочие. С ними никто договариваться не собирается, с ними разговор может быть только на языке пуль, бомб и ракет. Но и без них в этом сирийском клубке хватает непримиримых противников, которым до встречи в Астане язык пуль представлялся единственным из возможных. Такими противниками можно назвать, например, проживающие рядом некоторые суннитские и алавитские общины (к алавитам в Сирии относятся правящая верхушка и армейская элита). Или взять курдов северо-восточных провинций и тех же алавитов – сторонников Асада. Многие не забыли, как войска Асада бесцеремонно подавляли протесты жителей этих провинций в тогда ещё официально «мирной» Сирии. И так далее, и так далее…
Российские эксперты дали оценку Астанинскому процессу
Ужасает то, насколько всё поменялось в этой стране. Она ведь была процветающим государством, во многом похожим на наш Казахстан. Сирия – тоже полиэтничная и многоконфессиональная страна, там тоже столетиями жили вместе мусульмане и христиане. Арабы, курды, сирийские армяне и ещё многие другие этносы жили вместе достаточно дружно. Более того: мусульмане разных религиозных школ (мазхабов) и разных направлений (шиизм и суннизм) вполне толерантно сосуществовали в этом светском государстве, что вообще нетипично для арабского Востока. И хотя в силу некоторых особенностей разные общины не были так близки, тем не менее, на простом человеческом уровне общество в Сирии было в целом очень похожим на наше казахстанское. Внутренние противоречия были, но это не затрагивало подавляющее большинство людей.
Но в какой-то момент что-то пошло не так. Властям страны не хватило или мудрости, или последовательности, или решительности, или всего вместе взятого. Не хватило чего-то, и земля, на которой когда-то находилась «колыбель цивилизации», на которой жили и совершали свои великие поступки святые из почти всех основных мировых религий, – эта земля вдруг покрылась кровью и пеплом.
Нам в Казахстане очень больно за то, что произошло с этой страной и её прекрасным народом.
И возможно, именно потому, что наш Казахстан с его мультиконфессионализмом, его синтезом культур, ценностями единства и дружбы во многом близок и понятен сирийцам, они проявили к нашей стране в качестве переговорной площадки большее доверие, чем к другим государствам. Ведь многие соседи Сирии хотели бы выполнить здесь миссию миротворца. Этого хотели бы турки, иранцы, да и персидские монархии. Все они заинтересованы по-своему «замирить» сирийцев. Вот именно что по-своему. И те, и другие, и третьи стремятся «замирить» на своих условиях, а это ни для кого в Сирии не приемлемо.
Конечно, у нас в Казахстане пока вряд ли есть основания для особого оптимизма по поводу того, что сирийцы наконец о чём-то окончательно договорятся, что переговоры в Астане положат конец противостоянию. Очень уж глубоки раны. Слишком далеко зашла гражданская война, чтобы в один момент остановить её соглашениями. Да, полностью остановить противостояние вряд ли получится. Но обнадёживает уже то, что могут быть хоть какие-то мирные соглашения. Противоборствующие стороны могут договориться и объединиться хотя бы затем, чтобы вместе уничтожить и изгнать с сирийской земли общего врага – банды фанатиков-головорезов. Хотелось бы, чтобы это наконец-то произошло.
https://365info.kz/2017/01/kak-prohodit-astaninskij-protsess/
Но в любом случае, при любом исходе проходящих в Астане межсирийских переговоров они вновь демонстрируют реальный авторитет нашего государства. Этого не отнять. Многие, конечно, скажут, что сейчас не до этого, что на дворе кризис, жить трудно и им – не до каких-то международных дел. Да, проблем в Казахстане хватает. Тем не менее, есть вещи, вызывающие гордость за наше государство. Россияне не смогли помирить, турки не смогли, иранцы… А мы, возможно, помирим.
Источник Открой для себя Казахстан