Темпы, которыми Казахстан берет деньги из Нацфонда, ужасают международных экспертов.
Правительственные расходы угрожают суверенным фондам благосостояния, пишет The Wall Street Journal. Издание отмечает, что с момента создания Национального фонда Казахстана в 2000 году правительство Казахстана потратило из него 83 млрд долларов. Это доказывает анализ данных Национального Банка Казахстана, подтвержденных Международным валютным фондом.
Национальный фонд по состоянию на 30 ноября 2016 года имел баланс в 61 млрд долларов. Это на 21% меньше пикового состояния в августе 2014 г.
Авторы WSJ пишут: «Лидеры нефтедобывающих государств, включая Казахстан, Азербайджан, Россию и Венесуэлу, потратили миллиарды долларов США из своих суверенных фондов благосостояния, потому что относительно низкие цены на нефть стали давить на бюджеты правительств. Такое расходование денег вместо генерации инвестиционного дохода угрожает долгосрочной жизнеспособности этих фондов».
Анализ расходов суверенных фондов. Отдельно отмечено, что Норвегия потратила меньше 1% от 860 миллиардов долларов США на счетах своего суверенного фонда благосостояния
WSJ сослался на заявления серьезных экспертов и политиков.
Анджела Каммин, исследовательница из Оксфорда, автор книги «Благосостояние граждан»:
«Очень важно для Казахстана и других добывающих нефть стран конвертировать эти накопления в постоянный поток. Очень не мудро выводить средства до истощения, так как когда доходы от нефти уйдут, останутся экономические проблемы».
Премьер-министр Казахстана Бахытжан Сагинтаев:
«Если будем продолжать тратить таким образом, скоро у нас не будет Национального фонда».
При этом The Wall Street Journal отмечает, что «…правительство республики в ноябре опубликовало проект закона, нацеленного на предотвращение дальнейшего сокращения средств фонда. Правительство предлагает тратить меньше и инвестировать больше в высокоприбыльные активы, например, акции и сферы для прямых инвестиций, но не бонды».
Бывший замминистра по инвестициям и развитию Казахстана Ошакбаев:
«Извлечение средств из Национального фонда стало чем-то вроде вскрытия ящика Пандоры».
Зауреш Баталова, бывший сенатор:
«Информации о тратах фонда в готовом доступном виде нет».
Марек Йоцхек из Назарбаев Университета:
«Есть риск утери большой суммы денег (в связи с привлечением средств из Национального фонда)».
WSJ обобщает:
«Фонды суверенного благосостояния являются государственными инвестиционными фондами для накопления излишков доходов – как правило за счет продаж минеральных ресурсов. Согласно информации Национального Банка, казахстанский фонд ежегодно тратит миллиарды долларов США на проекты и поддержку бюджета. Так же поступают Россия, Азербайджан и Венесуэла… Венесуэльский фонд макроэкономической стабилизации практически опустошен — после того, как правительство страны потратило 7 млрд долларов.
С момента создания своего Резервного фонда в 2008 г. Россия, крупнейший нефтедобытчик мира, потратила 195 млрд долларов
По состоянию на 1 декабря 2016 г. в нем оставалось 31,3 млрд долларов. У России есть еще один сберегательный Фонд национального благосостояния, потративший с момента основания в 2008 г. практически один миллиард долларов. Азербайджан создал свой суверенный фонд в 1999 г. и потратил из него уже 89,7 млрд долларов (на 1 октябрь 2016 г.) На эту дату баланс фонда составлял 35,8 млрд долларов. Средства потрачены на «стратегически важные инфраструктурные и социальные проекты»… Страны Ближнего Востока под аналогичным прессингом. Монетарный уполномоченный орган Саудовской Аравии – центральный банк этой страны — заявляет, что резервы сократились более чем на 25%, до уровня 543 млрд долларов за последние два года».
В резюме WSJ дает Казахстану определенную рекомендацию или намек на таковую –
«…Размеры извлекаемых сумм угрожают самому существованию фондов. Нефтедобывающие государства не защищены от долгосрочных временных отрезков низких цен на нефть.
Норвегия, которая владеет самым крупным фондом суверенного благосостояния в мире, имеет правило – правительство тратит не больше сумм, зарабатываемых фондом за счет инвестиций,
чтобы сократить риски излишних трат. Норвегия всего потратила пока 1% от своего суверенного фонда. В Казахстане такого правила не существует».
Источник: Wall Street Journal