С 1 января 2017 года казахстанцы должны исполнять то, чего нет в природе.
Эта правовая коллизия возникла из-за переноса сроков введения в Казахстане всеобщего декларирования доходов и расходов на 2020-й год. Как минимум 6 приказов минфина введены в действие с 1 января 2017 года, тогда как статей Налогового кодекса, к которым они прилагаются, еще нет.
Заместитель генерального директора компании «ЮрИнфо» Игорь Лоскутов обратил внимание на этот факт на своей странице в Facebook:
«Минфин напринимал приказов в рамках начала всеобщего декларирования с 2017 года. Теперь начало перенесли на 2020, но приказы не отменены и формально действуют с 1 января. Как быть?», — написал он.
Медиапортал 365info выяснил, что это за приказы и почему они не должны сейчас действовать.
Об одном из них мы уже писали в статье «Банковские счета казахстанцев станут достоянием налоговиков?» 13 декабря. Речь идет об изменениях и дополнениях в приказ министра финансов № 625 от 29 декабря 2008 года «Об утверждении формы сведений о наличии и номерах банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах». Поправки, введенные 6 июля 2016 года, предусматривают, что
с 1 января 2017 года банки должны предоставлять налоговому органу сведения по банковским счетам, остатках денег на этих счетах и кредитах физических лиц с указанием сумм погашения, включая вознаграждение
То есть данные по кредитам на всех казахстанцев.
А статья 581 Налогового кодекса, во исполнение которой появился приказ, говорит, что банки будут докладывать налоговикам информацию по физлицам-ИПшникам, кандидатам в президенты и депутаты, а также по их супругам, государственным служащим и условно-досрочно освобожденным из мест лишения свободы. То есть в ней ничего не сказано о поголовной отчетности перед налоговиками по всем кредитам физических лиц.
Несмотря на то, что в этой статье мы призвали главу минфина разъяснить читателю, что теперь будет с банковской тайной, никакой реакции на статью не последовало.
Еще один приказ минфина № 439 от 10 августа 2016 года определил форму справки о расчетах с физическим лицом и заявления работника о применении налоговых вычетов. И снова конфликт этого подзаконного акта с Налоговым кодексом. Приказ принят для исполнения пункта 3 статьи 162-1 и подпункта 1 пункта 1 статьи 165-1. Вот незадача — статьи 165-1 в Налоговом кодексе нет вообще, она появится в нем 1 января 2020 года. А другая статья напрямую связана с декларированием по индивидуальному подоходному и социальному налогам. Которое также отложено до 2020 года.
Приказ № 434, принятый минфином днем ранее, утвердил правила приема мобильными группами органов государственных доходов деклараций физических лиц. Подпункт 6-1 статьи 657 Налогового кодекса, для которого издан этот приказ, вводится в действие с 1 января 2020 года. То есть де-факто получается, что должны быть и мобильные группы, и декларации от физических лиц. А де-юре, всему этому быть только через 3 года.
Приказ министра финансов № 408 от 28 июля 2016 года предполагает с 1 января 2017 года сдачу брокерами сведений о сделках проверяемых физических лиц с ценными бумагами или биржевыми товарами, реализованными на товарной бирже. Есть одно «но»: подпункт 7-5 статьи 583 Налогового кодекса заработает только в начале 2020 года.
22 июля 2016 года был принят приказ и. о. министра финансов Руслана Даленова № 383, которым были утверждены правила определения доходов физического лица, подлежащего налогообложению, косвенным методом. Однако статья Налогового кодекса 643-1, для которой этот приказ был принят, заработает только в 2020 году.
Ну и наконец, своим приказом № 322 от 20 июня 2016 года министр финансов Бахыт Султанов утвердил форму декларации об активах и обязательствах физического лица и правил ее составления.
Что здесь не так? А то, что закон о нормативных правовых актах, который еще никто не отменял, предполагает в случае возникновения противоречий между подзаконным актом и законом преимущество закона. Кроме того, этот же документ четко указывает — если утратил силу закон, автоматически прекращается действие и всех его подзаконных актов. Конечно,
Налоговый кодекс и закон о введении всеобщего декларирования свою силу не утратили. Но ведь они были изменены, а значит их предыдущая версия уже не имеет юридической силы.
Бурная дискуссия на эту тему в соцсетях привела к выводу, что правовая коллизия, в которой оказалось Министерство финансов, хоть и легко устранима еще одним приказом, но все-таки ничто иное, как возможность для налоговиков «стричь» деньги на штрафах.