Жалгас Жангазин – актер, начавший свой творческий путь в главном кинематографическом городе мира. Вернувшись в Казахстан, он продолжает успешно играть в театре и сниматься в казахстанских фильмах.
— Расскажите о себе: где вы родились, в каком городе жили и чем занимались до переезда?
— Я родился и вырос в России, городе Омск. Когда мне было 14 лет, родители приняли решение вернуться на историческую родину – в Казахстан. Их выбор пал на молодую, бурно развивающуюся столицу – Астану. Переехали мы в 2004 году. Особой разницы после переезда я не ощутил, потому что и в Казахстане, и в России говорили на русском языке, каких-то сильных запоминающихся перемен не произошло. Я как будто сменил не страну проживания, а просто переехал из одного города в другой.
— Когда и как вы приняли решение уехать в США? Почему выбрали именно Америку?
— В Астане я окончил школу и передо мной встал выбор страны для получения дальнейшего образования. Мой отец хотел, чтобы я учился в школе милиции. Одна из таких топовых школ находилась как раз в Омске. Я рассматривал это как запасной вариант. В 2009 году было модно уезжать на учебу за границу – в Китай или Малайзию. Подумывал о Малайзии, но это не было моей целью. Разные идеи витали в воздухе. Пришли и мысли о переезде в США. Вначале меня хотели отправить в Хьюстон, потом в Аризону. А я решил, что раз уж еду за границу, то поеду в самое лучшее место – в Лос-Анджелес.
— Нужно ли готовиться к переезду или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%? Как было в вашем случае?
— Переезд в Америку оказался совершенно спонтанным, не было каких-то определенных планов. Я подумал — а почему бы и нет? Это была хорошая возможность посмотреть другой мир, выучить другой язык. К самому переезду я не относился очень серьезно. Но самое интересное, что видимо, мой выбор оказался пророчески верным. Не было никаких проблем со сбором документов, все быстро складывалось само собой. И только когда я получил визу, осознал, что поеду за океан.
— Чем вы занимались в США?
— В Калифорнии мне очень понравилось. И в первую очередь погода – лето круглый год. Я поступил в престижный и знаменитый Santa Monica College на факультет бизнеса и экономики. Но так как с математикой у меня дела обстояли не очень хорошо, понял, что это не мое и перешел на политологию. Мне не очень нравилось там учиться. А Лос-Анджелес к тому времени открыл для меня новые грани. В 18 лет я приехал в совершенно новый для себя мир и просто захлебывался от впечатлений. В этот город люди съезжаются со всего мира, жизнь кипит, много новых эмоций. Я познакомился с нашими казахстанскими студентами, в частности с теми, кто занимался кино. Все они были интересны как личности, потому что занимались чем-то неординарным. И я вспомнил, что всегда хотел себя попробовать в этом направлении. Идея меня заразила. Я стал ближе общаться с нашими студентами, бывать на съемочной площадке, наблюдать за работой актеров и режиссеров. Многие, кто приезжал, хотели заниматься кинематографом. Постепенно образовался такой «мини-костяк», где мы общались, помогали друг другу. К тому времени я понял, что хочу заниматься именно этим и перешел учиться в театральную школу Lee Strasberg Theatre and Film Institute на факультет актерского мастерства. Это своеобразная «кузница профессионалов». Там учились Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Марлон Брандо. Мне очень нравился процесс обучения и преподаватели, которые работали и с Аль Пачино, и с Де Ниро, и с другими топовыми голливудскими актерами.
Не все шло так гладко, как хотелось. Может быть, в силу возраста — тогда мне было 20 лет, еще юношеский максимализм, энергия направлена в разные стороны, не мог сконцентрироваться на одном направлении, мне все было интересно. Учась в театральной школе,
я понял, что нужно найти что-то одно, иначе не преуспеешь. Американцы предпочитают делать так: в других областях они могут совершенно не владеть знаниями, но в своей настоящие профессионалы
И мне этот подход очень понравился. Потом я попытался поступить в театральную труппу, не взяли. Тогда напросился помощником театральных постановок: монтировал свет, переносил декорации. Только с третьей попытки меня официально приняли в труппу. Первые роли не были шикарными, но мне необходим был опыт, и я его получал. По мере обучения мне стали доверять серьезные роли. Параллельно с театром я совмещал и кинематограф. Ходил на кастинги, снимался у наших соотечественников в студенческих и независимых проектах. Было очень интересно, потому что каждый день получал новый опыт.
В Лос-Анджелесе проживает 2 миллиона актеров. И каждый из них профессионал
Мало того, что человек играет в театре или кино, он еще танцует, поет, владеет боевыми искусствами. Меня это тоже заражало, но я не уходил в это на 100 процентов. Мне были интересны и многие другие вещи.
С детства я занимаюсь спортом и стал чемпионом Калифорнии по дзюдо
Купил мотоцикл и очень любил кататься, в меру. Обучение в Лос-Анджелесе очень дорогое, поэтому подрабатывал бариста, грузчиком, ассистентом по свету. Также принимал студентов из Казахстана и помогал им адаптироваться в Лос-Анджелесе.
— Как к вам относились местные?
— Америка всегда была и является страной эмигрантов. Что мне понравилось — американцы более толерантны. Я бывал в Европе и странах бывшего СНГ, но такой толерантности нигде не видел. Не было каких-то ущемлений по религиозным, языковым или национальным признакам. Американцы всегда были открыты всему новому. Я говорю сейчас не о приезжих, а о коренных американцах, которые там родились и выросли.
— Общались ли вы в США с соотечественниками из Казахстана?
— С казахстанцами я всегда общался и общаюсь до сих пор. Мы встречались, говорили, играли в волейбол на пляже. Разные люди с разными историями. Было очень интересно. Когда я играл в театре, приглашал казахстанцев на постановки. Это было приятно, чувствовалась поддержка. Мы занимались дзюдо, тренировались в школе Beverly Hills, выезжали на командные соревнования, побеждали, брали медали.
Мы даже отмечали праздник Наурыз в парке. Для этого собрали студентов из Лос-Анджелеса и ближайших штатов
Американцам очень понравилось, так как для них это было что-то новое — традиции Казахстана, домбра, борьба, песни, танцы, наши национальные блюда. Многие друзья и знакомые приехали и работают сейчас в Казахстане. Мы до сих пор общаемся и помогаем друг другу.
— Уезжая из Казахстана, с кем/чем было тяжелее всего расставаться?
— Конечно же, с семьей. Также я очень сильно скучал по еде. Наши продукты намного натуральнее и вкуснее, чем в Америке.
В Америке очень много продуктов с ГМО. Можно купить хлеб, он простоит 4 суток и ничего с ним не случится
Вкус продуктов колоссально отличается не в лучшую сторону.
— Назовите самые большие различия между Казахстаном и США
— Из негативных — полиция может вас застрелить, если сделаете шаг в их сторону. Это расценивается как нападение на офицера. Не просто ранить, а именно застрелить.
В США очень дорогая медицина. Если вы случайно сломаете руку и обратитесь за медицинской помощью, вам обойдется это в 2 тысячи долларов
В Америке очень дорогое образование. Цены зависят от расположения университета и его рейтинга. Лос-Анджелес – один из самых дорогих городов для обучения. Но в Аризоне, Детройте, Оклахоме есть учебные заведения и подешевле. Если вы студент из-за границы, то учеба обходится дороже. Из позитивных различий могу отметить следующее: американцы менее напряжены и более открыты для общения. Для них это норма поведения. Еще
меня поразило их отношение к своим детям: когда ребенку исполняется 18 лет, его отправляют в самостоятельную жизнь и он сам пытается чего-то добиться,
обеспечить себя материально. Это развивает человека. В Казахстане так делать не положено, менталитет другой. Мне очень нравится американский подход к образованию. Если ты получил низкий балл, то договориться и решить проблему, как это часто бывает в Казахстане, не получится. В работе — то же самое. Америка – страна капитализма, бизнеса, люди придерживаются формальностей. Меньше интриг и сплетен. Бизнес есть бизнес, а личные отношения – это другое. Очень редко видел, чтобы руководящие должности занимали чьи-то родственники или друзья. Американцы очень ценят профессионализм в любой сфере и хорошо за него платят. Это действительно страна возможностей.
— Расскажите поподробнее о средних месячных расходах (транспорт, жилье, еда, медицина, развлечения и т. д.).
— Обучение обходилось мне в 16 000 долларов в год. Жилье я снимал. Стоимость аренды зависит от месторасположения. Дома, находящиеся ближе к побережью, в разы дороже, чем в центре. Жилье рядом с университетом тоже дороже. В среднем, комната обходится в 500 долларов. Но если жить с другом и делить оплату пополам, то вполне нормально.
Первое время я передвигался на автобусе, один проезд — 1 доллар 25 центов, для автобуса дороговато. Потом купил мотоцикл
Он обходится дешевле машины. К тому же, население Лос-Анджелеса, с учетом прилегающих районов, около 18 миллионов человек, так что пробки просто бешеные. Поэтому мотоцикл купил еще и для того, чтобы в них не стоять.
— Когда и в связи с чем вы приняли решение вернуться в Казахстан? Что играло в вопросе возвращения главную роль?
— Я 4 года не приезжал к семье, это большой срок. Нужна была передышка. Духовно было тяжело. Все равно, как личность я сформировался в Казахстане, хотелось нашего общения, нашей непосредственности. Вернулся я в 2014 году, приехал в Астану. Была и обратная акклиматизация. Я знал, куда возвращаюсь, но
проведя 4 года в другой стране, в Казахстане нужно было снова привыкать ко всему
В Америке пляж, солнце, серфинг, а Астана встречает январским морозом. Первое время было тяжело. 8 месяцев я просто отдыхал. Съездил в Россию навестить родных, потом поехал в Алматы, в котором до этого ни разу не был, и это тоже было чем-то новым для меня. В этом городе были друзья, проекты, были ребята, с которыми общался в Америке, но они вернулись и снимали в Казахстане. Алматы имеет свой дух, характер. И мне это понравилось.
— Чем вы сейчас занимаетесь в Казахстане?
— Здесь я продолжил делать то, что всегда любил. Я все время учусь, совершенствуюсь. В Казахстане много талантливых актеров и режиссеров, чему я очень рад, просто в Америке это больше развито. Там кинематограф существует уже более ста лет. В Лос-Анджелесе 5 топовых киностудий, выпускающих 80 процентов мирового проката. Мы относительно недавно получили независимость и потихоньку начинаем к чему-то приходить. Советское кино было на очень высоком уровне, но неспокойные 90-е и перестройка негативно отразились на развитии нашего кинематографа. Я познакомился со многими актерами, ничем не хуже американских. В Алматы попал на проект «Районы». Режиссерский уровень Акана Сатаева практически не отличается от американского. Такой же профессиональный подход. Мне очень понравилось работать в этом проекте. Сейчас планирую съемки в новых фильмах и играю в театре «Жас Сахна». Для меня театр – это нечто особенное, без него не могу. Продолжаю заниматься дзюдо, это часть моей жизни. Занимаюсь для себя, без фанатизма. Кино и театр для меня – это сокровенное. Интересуюсь IT-технологиями, различного рода оптимизациями, применением опыта той же самой Америки в некоторых сферах в Казахстане. Я не то чтобы живу этим, но мне это интересно.
— Вы планируете жить в Казахстане или думаете о переезде в другую страну?
— Посмотреть другие страны и города – да. Я бы хотел поехать в Италию поучиться дизайну интерьера. Во Франции я бы поизучал гастрономию. Съездил бы в Китай поучить язык. Мне очень нравится каллиграфия и боевые искусства. Но переезжать на постоянное место жительства в другую страну — нет. Я хотел бы собрать лучшее и реализовывать его здесь, в Казахстане. И думаю, что буду полезен здесь.