Вышедшая недавно в прокат кинокартина «Токал» вызвала в обществе неоднозначную реакцию. Многие считают, что сюжет, легший в основу фильма, не имеет никакого отношения к понятию токал.
По мнению комментаторов,
нынешнее общество путает токал с любовницей
Сами создатели фильма говорят, что хотели раскрыть истинное значение понятия токал.
— Токал, вторая жена, имела свои права. Правда, она могла выйти замуж за любимого только по шариату, то есть через «неке кию». Это считалось легальным браком, хоть он и не имел юридической силы. Токал никто не осуждал, более того, байбише, то есть старшая жена, поручала ей работу по дому. Многие подобные казахские семьи проживали вместе.
Сейчас же в современном мире понятие «токал» обрело негативный окрас, вторую жену часто стали называть любовницей или содержанкой. Однако это не совсем так, — говорит продюсер картины Гаухар Нуртас.
По словам продюсера, фильм будет показан в Кыргызстане, чуть позже в Азербайджане и Монголии. Ведутся переговоры о показе «Токал» в Турции.
— Тема очень актуальная и острая, особенно близка жителям Центральной Азии. Но это не значит, что зритель в Европе и Америке не поймет историю (…) Токал есть везде, просто там, за бугром, это называется по-другому. К примеру, в США такая семейная ситуация называется «женатый сладкий папочка», — говорит продюсер картины.
Сыгравший главную роль актер Ерик Жолжаксынов признался, что допускает мысль о двоеженстве. «Почему бы и нет. Это поднимает демографию», — считает он. По его мнению, женщин больше, чем мужчин, и тема токал всегда актуальна.
По сюжету, состоятельный мужчина Кайрат заводит вторую семью. Однако его законная супруга Бота (актриса Гаухар Нуртас — прим. автора) все узнает. Ее родители советуют ей смириться с этим, ведь отец Боты тоже имеет вторую семью, и мать главной героини отнеслась к этому с пониманием. Однако сама Бота, ставшая байбише, не хочет принимать эту роль. Развязка истории неожиданна: казахстанским зрителям есть над чем задуматься. В титрах фильма говорится, что 50 процентов семей сталкиваются с изменой, а 80 процентов детей страдают от этого.
Какое место токал занимала ранее в казахском обществе? Этот вопрос мы адресовали культурологу Бердалы Оспану.
— Обычно в казахском обществе первую жену называли байбише, а другие женщины, с которыми глава семейства вступал в законный брак, именовались токал.
Калым за девушек, которые соглашались быть токал, был намного выше, чем принято
Ведь в некоторых случаях браки были неравными, жених мог быть значительно старше своей новой избранницы.
Итак, все женщины, переступившие порог дома после байбише, были токал, и их могло быть несколько. Поэтому жен иногда называли старшая токал, младшая токал или по цвету кожи и отличительным чертам – черная, белолицая, певица-токал.
Безусловно, несколько жен под одной крышей уживались не всегда. Единственный мужчина становился предметом соперничества – каждая из жен пыталась угодить хозяину. Казахи так и называли их — «күндес» (соперницы). Поэтому
токал в основном брали те, кто имел возможность содержать их отдельно от байбише
Однако мнение, что все обеспеченные казахи желали иметь токал, ошибочно. Существовали разные причины, по которым казахи брали себе вторых или младших жен. Самая главная – неспособность байбише понести ребенка. Из истории мы знаем такие случаи. Так, известный би Имантай прожил со своей байбише Нурым двадцать пять лет, но им не суждено было иметь детей. Тогда старейшины аула на совете решили взять токал для Имантай бия. Нурым согласилась с решением старейшин, но попросила их предоставить ей право выбора токал. Выбор Нурым пал на вдову племянника султана Муса Шорманулы Канафии, видную и добрую Алиму. Через год Алима родила дочь Газизу, а через два – мальчика Габулгазиза. Впоследствии Алима изменила имя мальчика на Каныш. Такова история рождения известного ученого, академика Каныша Имантаевича Сатпаева.
Иногда токал становилась жена старшего или младшего брата, который умирал по той или иной причине. Тогда по закону аменгерства оставшийся в живых брат становился мужем вдовы. Так, Кунанбай, отец Абая, женился на Улжан не по своей воле. Его младший брат Куттымухаммет умер молодым, а Кунанбай, согласно аменгерству, вынужден был жениться на его вдове.
Конечно, в жизни бывают разные случаи. Некоторые брали токал, «бесясь от жира». Из истории мы хорошо знаем, что хан Нуралы, правивший в 17 веке, помимо байбише имел 15 законных токал и 13 любовниц. Но ведь не всем по плечу такая роскошь. В казахском обществе некоторым, особенно беднякам, было трудно завести даже одну жену. Не все степняки имели возможность заплатить калым, всю жизнь так и живя бобылями, — говорит Бердалы Оспан.