Вместо скупых сообщений о задержаниях нужно подробно рассказывать об опасности радикальных идеологий.
21 декабря КНБ начал спецоперацию по нейтрализации в Казахстане проповедников такфиризма, запрещенного в Казахстане по решению суда. Оперативные мероприятия силовиков охватили Алматинскую, Актюбинскую и Атыраускую области, а также Алматы. Речь идет о 16 задержанных, состоящих в религиозно-экстремистской организации «Ат-Такфир уаль-Хиджра».
«Известно, что члены этой организации пропагандируют принцип так называемого «обвинения в неверии» или «такфира», на котором в свою очередь построена идеология «Аль-Каиды», «ДАИШ» и ряда других террористических группировок. Последователи «Ат-Такфир уаль-Хиджра» одобряют действия террористов в Сирии и Ираке, а также в целом отрицают светскую форму правления и конституционные законы страны», — говорится в пресс-релизе, размещенном на официальном сайте КНБ РК.
Почему силовики сделали упор только на последователях такфиризма, тогда как в стране достаточно приверженцев и других радикальных идеологий? Можно ли расценивать это как негласную легализацию остальных сомнительных течений? На эти и другие вопросы медиапортала 365info отвечает религиовед Артур Артемьев.
— Представители официального мусульманского духовенства регулярно отчитываются о своей работе по противодействию салафизму. А силовики почему-то взяли в разработку только запрещенных в Казахстане такфиристов. Это сильно похоже на попытку легализации салафизма в стране, не так ли?
— Я бы не делал таких выводов. Ведь все зависит от того, как салафиты в Казахстане будут себя позиционировать. Если как спокойное движение без проявления особого радикализма, то они вполне имеют право на существование. Салафизм неодинаков. Где-то он близок к ваххабизму, а где-то более радикален. И это нужно принять.
— КНБ разрабатывают последователей такфиризма только потому, что это одно из наиболее радикальных течений?
— Я не очень хорошо знаю их вероучение, но судя по тому, что на такфире построена идеология «Аль-Каиды» и ДАИШ, то это уже должно настораживать.
Кстати, у самого ДАИШ столько направлений, что они поделились на группы и каждая позиционирует себя по-своему. Кто во что горазд
И в этом без определенных религиоведческих знаний разобраться сложно. Если последние задержания связаны с действительно крайне радикальным направлением, то честь и хвала нашим силовикам за своевременное пресечение их деятельности. Трагедия с убийством российского посла в Турции, ответственность за которую на себя взяли экстремисты, очередное тому подтверждение.
— У нас в стране много разных конфессий…
— Конфессий и деноминаций, я бы сказал. И тем не менее я не считаю все эти радикальные ячейки деноминациями. Потому что это политизированные формирования под исламским флагом.
— У нас светское государство и эти сообщения КНБ о нейтрализации такфиристов выглядят так, будто бы рядовой обыватель теперь обязан разбираться в «злых такфиристах» или «добрых салафитах»? Не слишком ли много внимания мы уделяем этой теме в светской стране?
— Скажу больше — чем чаще говорят о радикалах, тем лучше им создается реклама. Но я понимаю карательные государственные органы, поскольку о любых идеологиях, представляющих опасность, люди должны знать. Но не в виде скупого сообщения о задержании кого-то, а с полной выкладкой — чем задержанные были опасны для общества, чтобы борьба с экстремизмом имела хоть какой-то профилактический окрас.
Рядовой обыватель без религиоведческого образования и элементарных представлений о том, кто есть кто в Казахстане, имеет все шансы попасть под влияние радикальных групп
К тому же, у осведомленных людей не будет складываться ощущение, что в стране «берут» всех, но непонятно за что.