Любой учащийся, даже со слабой успеваемостью, будет ценностью школы, потому что за ним идут деньги.
В 5 регионах Казахстана с 2013 года в 63 школах довольно успешно апробируется новая система финансирования школ — когда бюджет распределяет деньги в организации образования напрямую, в обход региональных управлений. Но у этого эксперимента все еще остались белые пятна. Какие, нам рассказала депутат мажилиса Ирина Смирнова, пришедшая в парламент как раз из системы среднего образования.
— Какова цель эксперимента? Вероятно, чтобы решить проблемы с нехваткой денег и поборами в школах, а также улучшить качество образования. Министерство образования и науки решило перенять опыт Москвы, где более 4 тысяч школ объединили в 700, но уже с широким профилем. Хватит ли у нас ресурсов на такие нововведения?
— Подушевое финансирование — не новый инструмент. Он существует в разных странах. Сегодня мы говорим о России. Принцип «деньги идут за учеником» нужен для оптимизации и эффективности использования бюджетных средств. Тогда без промежуточного звена деньги направляются сразу в школу.
Сегодня средства направляются сначала в управление образования города или области, или в районные отделы. И они уже их распределяют в школы в зависимости от того, как посчитают нужным
Хоть школы и дают заявки, но они могут не выполняться в полной мере. Это ведет к тому, что не хватает финансирования. Ведь одинаковая сумма для школы площадью 10 тысяч квадратных метров и тысяча квадратов — разные деньги. Тогда начинаются разговоры о нехватке денег на ремонты классов. Эти же управления и отделы формируют штатное расписание, затем оно применяется в школах. Если же деньги будут направляться напрямую в школу, то она сама сможет формировать штатное расписание. А деньги, оставшиеся после выплаты заработной платы, могут направляться на решение первостепенных нужд школы. Это очень удобно. Пилотный проект идет с 1 сентября 2013 года в 5 регионах Казахстана, охвачено всего 63 школы в Алматинской, Актюбинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях.
К сожалению, проект подушевого финансирования не сможет охватить малокомплектные школы, потому что денег, пришедших с несколькими десятками учеников, явно будет мало
для содержания целого здания и штата педагогов
По словам Ирины Смирновой, сейчас бюджет, выделяемый на 1 ученика в год, составляет:
— Но это базовая цифра, — говорит мажилисвумен. — Есть разные коэффициенты, применяемые к школам для обучения детей в сельской местности, с особенностями в развитии и так далее. Тогда базовую стоимость умножают на коэффициент, получается конечная цифра бюджетных расходов на одного ученика. Я пока еще не изучала подробно результаты нашего опыта, но разговаривала со специалистом в образовании, который взаимодействует с директором такой школы. И он говорит, что на самом деле подушевое финансирование очень удобно, школа сама решает свои насущные задачи. Что еще важно,
при подушевом финансировании школа не захочет избавляться ни от одного ученика. Как бы он ни учился, за ним приходят деньги,
поэтому ценен каждый. Это стимулирует подтягивать отстающих и заниматься с ними дополнительно.
— Как быть с контролем за расходованием полученных денег? Все-таки администрация школы — это кучка людей, которые решают судьбу всей школы. Расход денег предлагается контролировать попечительским советам или родительским комитетам, которые сегодня представляют некое болотце кричащих и недовольных родителей, либо наоборот, очень лояльных к администрации школы. Как сделать контроль независимым и чтобы осуществляли его знающие люди, а не родители-обыватели?
— Для начала вспомним, что к организациям образования есть определенные требования, в том числе к штатному расписанию, то есть они не могут просто сесть кулуарно или директор единолично, и решить, что и как делать. Есть нормативные документы, мимо которых просто так не пройдешь, и выполнять их требования директор обязан при любом варианте финансирования.
Попечительский совет — это не совсем родительский комитет, туда могут входить люди, которые никак не связаны с этой школой и дети у них там не учатся. Это могут быть просто неравнодушные инициативные люди. Но пока что особого интереса у общественности к участию в попечительских советах нет. Это стало бы интересным, если бы выборы в попечительский совет проводились в электронном виде, тогда не каждый бы знал, кто туда выберется. Я не знаю, пошли бы на это ЦОНы или нет, они и так загружены.
Скорее всего, нужно продумать какой-то механизм, когда директор школы не сможет самостоятельно влиять на состав попечительского совета
Допустим, существует общественный совет Алматы, в состав которого вошли люди очень инициативные и неспокойные. Раз этот совет смогли сделать таким независимым, ничто не мешает использовать этот опыт при выборе участников попечительских советов школ. Но есть еще одна проблема. Сегодня попечительский совет не наделен практически никакими полномочиями. Есть нормативный документ, в котором описано, что такое попечительский совет, но он не может участвовать в распределении бюджета и влиять на режим работы школы. Это просто наблюдательный орган.
А чтобы от попечительского совета был толк, у него должны быть права и полномочия. Например, иметь право голоса при назначении директора
Когда члены попечительского совета смогут влиять на философию и идеологию школы, ее бюджетную политику, тогда людям станет интересна такая работа. Вот это будет независимый совет. В государственной программе развития образования, кстати, написано, что попечительские советы должны быть чуть ли не в 80% школ. Однако их нет. Это как раз о том, что я говорила — мало кому интересно состоять в совете, который ничего не решает.