Низкие показатели роста экономики в Казахстане говорят о том, что бюджетное стимулирование не работает.
Так полагает председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев. Аналитики центра предлагают возможные варианты республиканского бюджета на 2017 год. В них предусматривается сокращение госрасходов и их перераспределение на более эффективные статьи.
Поводом для создания гипотетических моделей госбюджета РК на 2017 год стала годовщина несбывшегося прогноза Ганса Тиммера по возможным драйверам и темпам экономического роста в Казахстане.
Напомним, 26 октября 2015 года Ганс Тиммер (главный экономист Регионального управления Всемирного банка по Европе и Центральной Азии) презентовал официальный прогноз Всемирного банка.
Согласно прогнозу, Казахстан прошел дно кризиса уже в 2015 году и ожидает восстановления роста ВВП в 2016 году
Банк предрекал Казахстану в 2015 году 1,5% роста ВВП, в 2016 — 2,1% и в 2017 году — 3,3%.
Нужно отметить, что основным поводом для оптимизма Всемирного банка был предполагаемый рост цен на нефть с $50 за баррель в среднем в 2015 году до $58 в 2017 году, а также реализация программы «Нурлы Жол», то есть наращивание госрасходов.
По факту же в 2015 году реальный рост ВВП в Казахстане составил 1,2%.
За первое полугодие 2016 года мы имеем 0,1% роста, а прогноз на 2016 год составляет всего 0,5-0,6%
«Мы в Центре прикладных исследований «Талап» называем этот феномен «казахстанским кейнсианством», — написал Рахим Ошакбаев на своей страничке в Фейсбук. — Мы имеем ввиду тот факт, что
только за последние 5 лет (2011-2016 годы) наши расходы выросли на 69%, или на 3,5 трлн тенге
Расходы значительно опередили темпы роста экономики за этот период, не дав при этом никаких предпосылок для устойчивости экономики и ее диверсификации. (Кейсианство — макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса. Суть кейсианства: «Государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос. Это увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счет общественных работ и бюджетного финансирования, — прим. ред).
Этот феномен мы объясняем объективно слабыми институтами, которые не дают возможности контролировать эффективность госрасходов. В итоге
наращивание расходов не даёт инклюзивного и устойчивого роста экономики, раздувает квазигоссектор, наносит катастрофический ущерб конкуренции,
искажает рыночные сигналы, — продолжает Рахим Ошакбаев.
Искажений очень много. Это и госзакупки, на которые оттягивается очень много предпринимательской активности и провоцируется коррупция. Появление нацкомпаний, которые оттягивают у частного сектора лучшие кадры, деятельность банков, которые охотятся за депозитами госкомпаний и многое другое.
И это не говоря про то, что мы просто не можем уже себе позволить текущий уровень госрасходов.
В бюджете 2016 года практически 50% доходов — это трансферты с Нацфонда
Более того, поддержка госрасходов на текущем уровне оборачивается инициативами по наращиванию налоговой нагрузки на МСБ или увеличению государственного долга. Ни то, ни другое делать категорически нельзя. (Подробнее — «Размер государственного долга РК угрожает социальным программам»).
По поводу влияния госрасходов на экономический рост власти России уже сделали для себя очевидные выводы и перешли к мерам бюджетной консолидации. Совсем недавно министр финансов России Антон Силуанов заявил, что «источником ускорения роста экстенсивный рост государственных расходов не является» (читайте — «Экстенсивный рост расходов не обеспечивает роста экономики»).
Низкие показатели экономического роста в Казахстане также свидетельствуют о том, что бюджетное стимулирование не работает. Однако это не должно быть поводом для падения наших экономических амбиций, — считает экономист.
К примеру, проект стратегического плана развития до 2025 года предусматривает среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 3% (при этом в 2016-2020 гг. средний ежегодный прирост ВВП планируется в 2%). В свою очередь,
для вхождения Казахстана в 30 развитых стран мира его ежегодный рост ВВП должен составлять 4-5%
В нашем понимании, настало время сместить акценты на «инклюзивный» рост экономики, определяемый тем же Всемирным банком как «высокий и устойчивый, широко распространенный по всем секторам экономики, вовлекающий значительную часть трудовой силы и характеризующийся равенством возможностей в доступе к рынку и ресурсам», — делает вывод председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.
Подобный рост нельзя получить статистически, через ручное управление и точечное закачивание денег Национального фонда в проекты.
Рост экономики требует горизонтальных мер и массового раскрытия человеческого потенциала через проведение институциональных реформ
Для этого на повестку должны быть вынесены вопросы поиска новых драйверов роста, прежде всего связанных с развитием МСБ и привлечением частных инвестиций.