18+
Нур-Султан
Сейчас
9
Завтра
9
USD
379.29
0.00
EUR
426.4
0.00
RUB
5.93
0.00

Почему госрасходы в Казахстане обгоняют рост экономики — эксперт

2245

Низкие показатели роста экономики в Казахстане говорят о том, что бюджетное стимулирование не работает.

Так полагает председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев. Аналитики центра предлагают возможные варианты республиканского бюджета на 2017 год. В них предусматривается сокращение госрасходов и их перераспределение на более эффективные статьи.

Даже Всемирный банк может сильно ошибаться

Поводом для создания гипотетических моделей госбюджета РК на 2017 год стала годовщина несбывшегося прогноза Ганса Тиммера по возможным драйверам и темпам экономического роста в Казахстане.

Рахим Ошакбаев

Рахим Ошакбаев

Напомним, 26 октября 2015 года Ганс Тиммер (главный экономист Регионального управления Всемирного банка по Европе и Центральной Азии) презентовал официальный прогноз Всемирного банка.

Согласно прогнозу, Казахстан прошел дно кризиса уже в 2015 году и ожидает восстановления роста ВВП в 2016 году

Банк предрекал Казахстану в 2015 году 1,5% роста ВВП, в 2016 — 2,1% и в 2017 году — 3,3%.

Нужно отметить, что основным поводом для оптимизма Всемирного банка был предполагаемый рост цен на нефть с $50 за баррель в среднем в 2015 году до $58 в 2017 году, а также реализация программы «Нурлы Жол», то есть наращивание госрасходов.

По факту же в 2015 году реальный рост ВВП в Казахстане составил 1,2%.

За первое полугодие 2016 года мы имеем 0,1% роста, а прогноз на 2016 год составляет всего 0,5-0,6%

Казахстанское кейнсианство

«Мы в Центре прикладных исследований «Талап» называем этот феномен «казахстанским кейнсианством», — написал Рахим Ошакбаев на своей страничке в Фейсбук. — Мы имеем ввиду тот факт, что

только за последние 5 лет (2011-2016 годы) наши расходы выросли на 69%, или на 3,5 трлн тенге

Расходы значительно опередили темпы роста экономики за этот период, не дав при этом никаких предпосылок для устойчивости экономики и ее диверсификации. (Кейсианство — макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса. Суть кейсианства: «Государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос. Это увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счет общественных работ и бюджетного финансирования, — прим. ред).

Этот феномен мы объясняем объективно слабыми институтами, которые не дают возможности контролировать эффективность госрасходов. В итоге

наращивание расходов не даёт инклюзивного и устойчивого роста экономики, раздувает квазигоссектор, наносит катастрофический ущерб конкуренции,

искажает рыночные сигналы, — продолжает Рахим Ошакбаев.

Искажений очень много. Это и госзакупки, на которые оттягивается очень много предпринимательской активности и провоцируется коррупция. Появление нацкомпаний, которые оттягивают у частного сектора лучшие кадры, деятельность банков, которые охотятся за депозитами госкомпаний и многое другое.

И это не говоря про то, что мы просто не можем уже себе позволить текущий уровень госрасходов.

В бюджете 2016 года практически 50% доходов — это трансферты с Нацфонда

Более того, поддержка госрасходов на текущем уровне оборачивается инициативами по наращиванию налоговой нагрузки на МСБ или увеличению государственного долга. Ни то, ни другое делать категорически нельзя. (Подробнее — «Размер государственного долга РК угрожает социальным программам»).

Экономика РК в 2016 году

В 2016 году экономическая активность в РК падает

 

Экономические амбиции можно сохранить

По поводу влияния госрасходов на экономический рост власти России уже сделали для себя очевидные выводы и перешли к мерам бюджетной консолидации. Совсем недавно министр финансов России Антон Силуанов заявил, что «источником ускорения роста экстенсивный рост государственных расходов не является» (читайте — «Экстенсивный рост расходов не обеспечивает роста экономики»).

Низкие показатели экономического роста в Казахстане также свидетельствуют о том, что бюджетное стимулирование не работает. Однако это не должно быть поводом для падения наших экономических амбиций, — считает экономист.

К примеру, проект стратегического плана развития до 2025 года предусматривает среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 3% (при этом в 2016-2020 гг. средний ежегодный прирост ВВП планируется в 2%). В свою очередь,

для вхождения Казахстана в 30 развитых стран мира его ежегодный рост ВВП должен составлять 4-5%

Проект бюджета РК в 2017 году

Направления оптимизации республиканского бюджета в 2017 году (проект, составленный ЦПИ «Талап»

Рост экономики нельзя получить через ручное управление

В нашем понимании, настало время сместить акценты на «инклюзивный» рост экономики, определяемый тем же Всемирным банком как «высокий и устойчивый, широко распространенный по всем секторам экономики, вовлекающий значительную часть трудовой силы и характеризующийся равенством возможностей в доступе к рынку и ресурсам», — делает вывод председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.

Подобный рост нельзя получить статистически, через ручное управление и точечное закачивание денег Национального фонда в проекты.

Рост экономики требует горизонтальных мер и массового раскрытия человеческого потенциала через проведение институциональных реформ

Для этого на повестку должны быть вынесены вопросы поиска новых драйверов роста, прежде всего связанных с развитием МСБ и привлечением частных инвестиций.

Экономика Казахстана: дно достигнуто, ждем 2017 года