В последние мгновения перед крушением командир упавшего в Черное море Ту-154 выкрикнул слово «закрылки».
Российский телеканал «РЕН ТВ» сделал предположение, что летчик имел в виду.
По данным канала, Ту-154 имеет ряд конструктивных особенностей. В хвосте судов этого типа расположены три двигателя, судно имеет длинный обтекаемый корпус, а крылья Ту-154 расположены под более острым углом к корпусу, чем у современных лайнеров.
Ввиду этих особенностей для сохранения устойчивости Ту-154 необходимо иметь центр тяжести в передней части. Если центр тяжести смещается к хвосту самолета, его носовая часть может подняться слишком высоко относительно горизонтали, и судно начнет падение.
По версии канала, в роковое утро 25 декабря, когда лайнер взлетал после дозаправки, усталые пассажиры могли скопиться в задней части салона. В первые несколько десятков секунд самолет сохранял устойчивость благодаря закрылкам, но затем они были убраны — возможно, для набора скорости. После этого самолет лишился устойчивости и в результате ушел «в штопор».
Самолет Ту-154 разбился утром 25 декабря над Черным морем практически сразу после вылета из аэропорта Сочи. На борту находились музыканты ансамбля имени Александрова и журналисты «Первого канала», «Звезды» и НТВ, а также общественный деятель Елизавета Глинка. Ансамбль должен был провести новогодний концерт на российской авиабазе Хмеймим в Сирии. Погибли 92 человека — все находившиеся на борту.
28 декабря стало известно о расшифровке экспертами записей бортовых самописцев.
РАСШИФРОВКА:
— …Скорость 300… (Неразборчиво)
— (Неразборчиво)
— Забрал стойки, командир.
— (Неразборчиво)
— Ух, ё-мое!
(Звучит резкий сигнал.)
— Закрылки, с…ка, чё за х…ня!
— Высотометр!
— Нам… (Неразборчиво)
(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй)
— (Неразборчиво)
— Командир, мы падаем!
КОНЕЦ ЗАПИСИ