Сбалансированная политика Казахстана — предмет критики и даже зависти — например, для Москвы.
Но при этом в критическом анализе от российского эксперта Сергея Рекеды прослеживаются комплиментарные нотки. Да, Москве кое-что не нравится в политике Казахстана, но не признать достижения Акорды не получается. Несколько цитат из недавней работы эксперта:
«Поскольку деньги любят тишину и спокойствие, то примирение России и Запада по самым горячим точкам противостояния – Сирии, Украине, другим горячим точкам постсоветского пространства – «большая казахская мечта».
В конфликте между Турцией и Россией
Нурсултану Назарбаеву удалось, используя личный авторитет и связи в Москве и Анкаре, создать условия для достижения консенсуса между Путиным и Эрдоганом. Всех подробностей этой истории мы, полагаю, никогда не узнаем
в полном объеме, но той информации, которая просочилась в СМИ, достаточно для того, чтобы правильно оценить роль казахстанского лидера.
ЕАЭС в этой ситуации стал одной из главных тем для раскрытия потенциала отношений с Россией, однако создавалось впечатление, что для Казахстана вопросы двухстороннего диалога были более удобным и привлекательным форматом решения экономических вопросов. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась в отношениях между РК и КР, где постоянно возникали «неудобные ситуации» по линии новых таможенных правил и торгового диалога.
Тенденция к «ужиманию» диалоговых форматов до двухсторонних линий проявлялась во внешней политике РК еще в 2015 году, но в течение этого года тренд проявился особенно рельефно. Что, впрочем, может свидетельствовать не только о «прагматичном эгоизме» Астаны, но и том, что ЕАЭС все еще не стал экономическим союзом с ясным пониманием выгод и преимуществ интеграции для всех и каждой страны в отдельности.
Приход к власти в Узбекистане нового руководства вновь активизировал разговоры о внутрирегиональной интеграции, где Астана и Ташкент могли бы сформировать каркас проекта. Пока что эти экспертные заходы носят явно умозрительный характер. Определенный драйв в обсуждение темы новых региональных реалий вносят американские экспертные центры, которые (по вполне очевидным причинам) воспылали стремлением проанализировать потенциал экономической интеграции ЦАР вне российского и китайского влияния.
В этих условиях глобальной и региональной неопределенности, а с приходом к власти Трампа влияние случайных факторов может только усилиться, руководство Казахстана все более активно работает «вторым темпом» в направлении АТР, Ирана, Каспийского региона. Израиль, Япония, Южная Корея уже стали важными партнерами для Астаны и Ташкента в вопросе инвестиций и технологий. Об этом прямо заявил Нурсултан Назарбаев во время последней встречи с израильским лидером: «Израиль является мировым лидером в области инноваций и передовых технологий, а Казахстан обладает богатыми сырьевыми ресурсами, то есть работаем по программе «Ресурсы в обмен на инвестиции и технологии».
Можно предположить, что в 2017 году эта линия на расширение партнерской географии будет продолжена. Хотя
три кита казахстанской многовекторности останутся прежними – Россия, Китай, США
Главная задача казахстанской внешней политики на 2016 год – удержаться в рамках традиционного многовекторного курса».