«Бог не наделил Мирзиёева даром личного обаяния. И он пошёл по единственно верному пути – пути конкретных действий».
Так написал о новом президенте Узбекистана на интернет-ресурсе Uzmetronom.com известный еще с советских времен журналист Сергей Ежков. Отметим, что в Узбекистане «Узметроном» считается одним из самых «тлетворных» сайтов, поэтому доступ к нему жестко блокируется провайдерами.
И вот такой неожиданный разворот оппозиционного издания в сторону власти. Факт, несомненно, исторический.
Далее Ежков пишет: «Мирзиёеву приписывали нецензурную брань в обращении с подчиненными, авторитарные методы управления, подкрепленные репрессивными санкциями стоящих наготове силовых структур, и т. д. и т. п.
Казалось бы, с таким негативным шлейфом народной молвы за спиной у него практически не было шансов стать президентом…
Почему? Как удалось премьеру, временно получив полномочия главы государства, всего за три месяца кардинально изменить отношение к себе почти шестнадцати миллионов граждан, часть которых ранее не испытывала к нему особых симпатий?
Личное обаяние? Нет. Умение заворожить аудиторию ораторскими способностями? Тоже нет.
Премьер понимал, что в отличие от первого президента, Бог не наделил его этим даром. И он пошёл по единственно верному пути – пути конкретных действий. Открыл свою виртуальную приемную, куда каждый мог пожаловаться. Разблокировал закрытые при Исламе Каримове дороги, снизил уровень обязательной продажи валюты для экспортеров. Запретил фискальным и надзорным структурам вмешиваться в деятельность бизнеса без достаточных на то оснований, дал ход закону о противодействии коррупции. Объявил о готовящихся в правительстве мерах по валютному регулированию и т. д.
Мирзиёев, за отпущенный ему минимальный отрезок времени, сумел максимально развернуть в свою сторону практически все социальные группы населения,
вселив надежду на лучшую жизнь. Осмелюсь предположить, что люди голосовали за него, еще устав и от хронической несменяемости власти. И совсем не потому, что он обещал твердо следовать курсу первого президента Узбекистана, а интуитивно почувствовав за окном легкий ветерок свободы и демократии…
Чёрт побери, может он действительно пришёл дать нам волю?»
А вот как еще до выборов выразил своё отношение к одному из кандидатов в президенты Узбекистана самый авторитетный бизнесмен Узбекистана (в свое время бежавший из страны) Салимбай Абдувалиев. Он выложил в Интернет свою фотографию в майке с изображением премьер-министра на груди и надписью «Мой президент». Почти по Владимиру Высоцкому: «А на левой груди — профиль Сталина…».
Оппозиционных экспертов озадачило, правда, что на столе перед Салимбаем Киргизбаевичем — две пустые тарелки и полупустая пиала чая. «Не исключено, что по замыслу авторов фото, этот скромный набор должен символизировать такой же скромный достаток бизнесмена при первом президенте Узбекистана. В то же время
чаша с мёдом в комплекте с изображением президента — намёк на перспективу повышения материального благополучия
всего 32-миллионного населения страны».
И еще один оппозиционный сайт «АзияТерра» начал делать реверансы в сторону Шавката Мирзиёева.
Портал взял интервью у Алишера Ильхамова, ассоциированного научного сотрудника Школы африканских и восточных исследований Университета Лондона. Этого аналитика также невозможно даже заподозрить в симпатиях к режиму Ислама Каримова.
«Если проанализировать шаги, решения и риторику Мирзиеёва за последние три месяца, то нельзя не признать, что наметилась линия если не на радикальную перестройку системы, унаследованной от Каримова, то на ее корректировку, преимущественно в экономической сфере, — сказал Алишер Ильхамов. —
Есть туманные наметки реформ в экономической сфере, но даже от них народ визжит от радости…
Если текущие тенденции наберут силу, то можно будет говорить о неком сценарии, который можно условно назвать «сингапурским».
Правда, оппозиционер тут же оговаривается: «Чтобы переломить ситуацию хотя бы в экономике, одних точечных акций далеко недостаточно.
Никакие меры не сработают, если закон останется дышлом, а воля босса останется реальным законом по «понятиям»
Все упрется в до сих пор коррумпированную систему, в которой поведение чиновников диктуется соображениями личной лояльности по линии властной вертикали, чем верностью букве и духу закона. И тут одного закона по борьбе с коррупцией далеко не достаточно».