Кашаган выгоден государству, даже несмотря на все отсрочки и резко возросшие инвестиции.
К такому выводу пришли аналитики инвестиционного банка Halyk Finance Мурат Темирханов и Асан Курманбеков. В своей фундаментальной работе «Экономика Кашагана» они провели анализ возможностей и перспектив крупнейшего месторождения в Казахстане (Начало читайте здесь).
Соглашение о разделе продукции — одна из форм иностранных прямых инвестиций, где иностранный инвестор на основе контракта осуществляет инвестирование средств. Затем из выручки он возмещает свои затраты, после чего в соответствии с условиями контракта происходит раздел прибыли. Как пример крупных СРП, можно упомянуть Тенгиз и Карачаганак, — пишут эксперты.
Прямое цитирование условий СРП по Кашагану описаны в Case Study “The Kashagan Production Sharing Agreement”. Они действовали в 2007 году. Дальнейшие изменения в СРП авторы попытались реконструировать, исходя из заявлений официальных лиц в прессе.
По общепринятой практике СРП обычно содержит четыре основных положения.
При этом,
после того как консорциум возместит свои первоначальные инвестиции, обычно меняется пропорция между “profit oil” и “cost oil” в сторону увеличения «прибыльной части проекта» и увеличения доли государства в разделе продукции
«СРП по Кашагану учитывает все четыре основных положения, содержащихся в большинстве СРП, — отмечают Мурат Темирханов и Асан Курманбеков. — По нашему пониманию, раздел продукции по проекту происходит следующим образом. Первичный раздел происходит с применением роялти на весь объем добытой нефти. Размер роялти составляет 3,5% при цене на нефть более 45 долларов за баррель. Если цена ниже этого уровня, то роялти не начисляется.
После вычета роялти консорциум получает 80% продукции (cost oil) для покрытия первоначальных затрат по разведке и развитию, а также текущих операционных расходов по добыче нефти. После достижения номинальной окупаемости первоначальных инвестиций данное значение снижается до 55%. Оставшийся объем добычи (profit oil) первоначально делится между государством и консорциумом в пропорции 10% и 90% в пользу консорциума».
По мере добычи нефти отслеживаются три триггера (здесь — «условие соглашения, при котором автоматически наступают какие—либо последствия»), в соответствии с которыми доля государства в profit oil постепенно увеличивается с 10% до 90%. Вот короткое описание этих триггеров.
Доля государства в profit oil остается 10%, пока объем добытой нефти меньше или равен 3 млрд баррелей
При объеме добытой нефти от 3 до 5.5 млрд баррелей доля государства меняется с 10% до 90% по мере увеличения суммарных объемов добычи. При этом на увеличение доли государства есть ограничение в виде шкалы, связанной c IRR проекта. Так, при IRR проекта ниже или равно 12.5% доля государства в profit oil не может превысить 60% вне зависимости от суммарного объема добытой нефти. 90% может быть достигнуто только когда IRR проекта будет больше 17,5%;
Помимо этого, на долю консорциума в profit oil государство начисляет налог на прибыль от 30% до 60%, в зависимости от IRR проекта. При IRR меньше или равно 20% налог равен 30%. При IRR от 20% до 30% налог меняется с 30% до 60% по мере увеличения IRR. При IRR проекта более 30% налог остается неизменным – 60%.
Кроме раздела доходов нефти между государством и консорциумом государство имеет долю в самом консорциуме через НК КМГ (16,88%).
В соответствии с допущениями и условиями СРП, указанными выше, показатель IRR проекта равен 4.2%
При ставке дисконтирования 12.5% NPV (Чистая приведённая стоимость) проекта сложилась отрицательной на уровне $18.9 млрд.
По нашим расчетам,
чтобы добиться IRR на уровне 12,5%, долгосрочная цена на нефть вместо 60 долларов за баррель (как в наших допущениях) должна стоить 250 долларов в 2017-2044 годах
При долгосрочной цене на нефть в 60 долларов за баррель, даже в случае продления соглашения о разделе продукции до бесконечности, IRR будет значительно ниже 12,5%.
Исходя из допущений, номинальная окупаемость инвестиций, разрешенных по СРП ($46 млрд), займет 14 лет, включая 2016 год. Начиная с 2030 года (после номинальной окупаемости проекта) произойдет первое улучшение раздела добываемой нефти в пользу государства, в результате чего прибыльная часть проекта (Profit oil) увеличится с 20% до 45%.
Затем в 2031 году сработает триггер, связанный с превышением денежных поступлений над возмещаемыми затратами по проекту (R-factor). После чего доля государства в прибыльной части проекта (Profit oil) будет постепенно увеличиваться с 10% в 2030 году до 74% в последний год проекта (2044 г.).
«Мы попытались оценить долю добытой нефти, которая будет уходить за границу безвозвратно в виде возмещения первоначальной стоимости проекта, в виде репатриации прибыли и части операционных расходов, — пишут авторы исследования. — Доходы от доли НК КМГ в Кашаганском проекте мы рассматривали как государственные доходы.
По нашим расчетам, с учетом возврата долгов НК КМГ по проекту (1,8 млрд долларов),
в 2017 – 2019 годах от доходов Кашаганского проекта в Казахстане в целом (с учетом доли НК КМГ в проекте) будет оставаться 21%
После возврата долга НК КМГ с 2020 по 2029 год в Казахстане будет оставаться 32% от доходов проекта. В 2030 году сработает первый триггер по СРП, и доля сразу вырастет до 39%. После этого через год начнет работать специальная шкала по второму триггеру СРП. В результате суммарная доля Казахстана в проекте постепенно вырастет с 39% в 2031 году до 55% в 2044 году. После 2044 года вся нефть от Кашаганского проекта будет поступать в доход государства».
Можно сказать, что освоение 1-й фазы не несет выгоды иностранным участникам консорциума даже при условии роста цен на нефть выше 100 долларов за баррель и продлении СРП.
Основной причиной неудовлетворительных показателей проекта, на наш взгляд, является недооценка участниками консорциума сложности освоения Кашагана
Это выразилось в отсрочке начала добычи более чем на 10 лет с первоначально планировавшегося в 2005 году. Одновременно затраты на освоение первой фазы выросли с $10 до $50 млрд.
С учетом текущих ожиданий по долгосрочным ценам на нефть, чтобы сделать Кашаганский проект экономически выгодным для иностранных участников консорциума, необходимо значительное продление срока СРП и завершение второй и третьей фаз проекта. Экономика и оценочные инвестиции по второй и третьей фазам непрозрачны. Вполне может быть, что при долгосрочной цене на нефть в $60 за баррель, даже с учетом второй и третьей фаз, проект будет экономически невыгоден для иностранных участников.
Для государства в целом Кашаганский проект выгоден, несмотря на резко возросшие первоначальные инвестиции и отсрочки по проекту.
Благодаря регулярным отсрочкам и увеличению стоимости проекта, Казахстан смог значительно улучшить условия СРП в пользу государства
Во многих расчетах авторам исследования приходилось оперировать гипотетическими цифрами. Вот они.
Через сколько лет окупится Кашаган — исследование
На Кашагане начата коммерческая нефтедобыча