Россия зависит от Центральной Азии, но не показывает это, утверждают американские политологи.
Политологи Эдвард Леммон и Джо Шоттенфельд на страницах авторитетного издания Foreign Affairs Magazine проанализировали падение влияния России в Центральной Азии. Перевод ниже — дословный.
«Даже на фоне вмешательства России в сирийскую ситуацию, аннексии Крыма и давления на восток Украины,
самый многочисленный военный контингент России, во всяком случае официально, находится все же в Таджикистане
Сегодня в этой стране находится 5900 штыков. Есть планы увеличить их количество до 9000 к 2020 году. Неподалеку, на авиабазе Кант в Кыргызстане, Россия занимается обновлением парка ударной авиации – самолетов и вертолетов.
Россия объясняет наращивание своего военного присутствия в Таджикистане и Кыргызстане опасениями за рост исламистского терроризма по всей длине границ центральноазиатских государств с Афганистаном. Но за этим стоит нечто большее. Целью этих подвижек является установление и укрепление своего влияния на весь регион. Началом стало предложение России учредить общие пограничные войска СНГ.
Владимир Путин
С расширением границ своей национальной безопасности Россия приступила к установлению более закрытого режима на своих границах. В основном для мигрантов из тех же стран, куда отправляет своих военных. Страна уже ввела более жесткие процедуры получения виз и более высокие расценки за оформление таковых. Соответствующие органы РФ депортировали тысячи мигрантов и многих внесли в черные списки с запретом на повторные посещения на три, пять и десять лет за то, что их визы оказались просрочены. Эти шаги имеют экономические последствия. В ВВП Таджикистана поступления денежных средств из-за рубежа занимают солидную долю, потом идет Кыргызстан, затем Украина.
Россия надеется, что таким давлением постепенно вынудит страны Центральной Азии присоединиться к Евразийскому экономическому союзу (от ред. – Казахстан — основоположник, а Кыргызстан – член этого Союза), время учреждения которого совпало с вводом новых, более жестких миграционных условий в России. Новый Союз позволяет товарам, капиталам и людям свободно перемещаться по территориям стран-участниц. Граждане стран Союза имеют право работать на территориях друг друга без необходимости оформлять визы и разрешения.
Для России это способ реинтегрировать бывшие советские страны и найти новых партнеров перед лицом санкций со стороны США и ЕС
Россия, чтобы подсластить сделки, например, предложила дешевый газ Армении и пакет помощи Кыргызстану на 1 млрд долларов США.
Влияние России на Центральную Азию во многом определено историческим доминированием страны в этом регионе. Российская империя, СССР… Но отношения России с бывшими сателлитами не вполне сбалансированы. Поэтому в 2006 г.
президент Таджикистана Эмомали Рахмон на встрече с секретарем обороны США Дональдом Рамсфельдом жаловался на Путина
Мол, он прямо и резко сказал президенту Таджикистана: «Нужно защитить русские интересы или я найду другого, кто сможет это сделать».
На тот момент опасения были обоснованы. Некоторое время спустя, в 2010 г., усилия России посодействовали смещению с поста президента Кыргызстана Курманбека Бакиева. Тем не менее, с тех пор влияние России на регион стало падать.
Правящий режим в России ограничен плохой демографией. У страны низкая продолжительность жизни и плохое состояние фертильности и репродукции. С 2002 по 2010 гг. население сократилось на 2,3 миллиона человек, до 143 миллионов. Путинские многомиллиардные инициативы 2012 г. с целью поддержания семьи и рождаемости, а также недавнее поглощение нескольких миллионов этнических русских из Украины выправили ситуацию. За последние 5 лет население страны выросло больше чем на один миллион человек. Но прирост уже растворился, а текущие прогнозы таковы, что к 2050 г. население России может сократиться на 20% и более.
Ирония в том, что Россия зависима от мигрантов. Она не может выслать их всех и сделать условия их пребывания еще строже
Кумулятивный эффект от санкций и падения цен на нефть не просто лишили Россию возможности щедро раздавать экономическую помощь всем вокруг себя, но и сделали ее менее привлекательной для сезонных рабочих из Центральной Азии. За прошлый год рубль упал на 100%. Заработки рабочих-мигрантов упали. Денежные переводы в Таджикистан за первую половину 2015 г. упали на 32%.
Неудивительно, что правительства Центральной Азии ищут более стабильных партнеров – Китай, в частности. Хотя Китай отказывается высадить в регион военных и его экономика тоже пострадала, он недавно принял на себя определенные обязательства по отношению к Центральной Азии. В 2013 г. Китай провозгласил инициативу «Один пояс — один путь» — попытку связать Центральную Азию со своей экономикой.
В 2014 г. Китай переиграл Россию, став лидером торговли с Центральной Азией,
когда общий объем торговли с регионом составил более 40 млрд долларов США. Конечно, китайские инвестиции и мягкие займы даются с оговорками. Центральная Азия взамен дает Китаю свои минеральные ресурсы и рынки для китайского товара. Новые трубопроводные системы Центральной Азии в скором будущем смогут дать КНР практически половину газа, необходимого ее промышленности.
С учетом сокращающейся зависимости от России, страны Центральной Азии стали демонстрировать больше воли, отказывая России в некоторых требованиях. В 2012 г. Узбекистан вышел из ОДКБ. Россия потеряла доступ к авиабазе Каршы-Ханабад. Пока что в ЕвразЭС вступили только Казахстан и Кыргызстан, хотя на регион сильно давила Россия. Кыргызстан вступил после очень непростых переговоров. Узбекистан и Туркменистан, запасы природного горючего у которых весьма значительны, сочли предложение России не таким заманчивым. Таджикистан ведет себя неоднозначно – пока не вступил, но дверь будущему сотрудничеству держит открытой.
В целом граждане Центральной Азии хранят уважение к России и Путину. Многие зависят от денежных переводов из России. В Таджикистане и особенно Кыргызстане сочетание слабой экономики России, ее новых миграционных законов и ограниченности вариантов трудоустройства загнали многих людей в очень непростые жизненные обстоятельства. Но интеграция – это другое. Те страны, что вошли в новый Союз, сделали это не без неприятия. Российские попытки приблизить Центральную Азию комбинацией военного содействия и наказаний мигрантов не гарантировали подъема репутации России в регионе. С учетом продолжающегося падения экономики, предложения Кремля о сотрудничестве продаются все хуже.