В 2016 году на обслуживание государственного долга РК будет потрачено больше, чем на нужды образования.
Экс-вице-министр по инвестициям и развитию Казахстана Рахим Ошакбаев проанализировал состояние долга государства и эффективность его управлением.
По данным Национального банка РК, на 1 октября 2016 года внешний и внутренний долг Республики Казахстан составляет порядка 9 трлн тенге (около $26,6 млрд).
Причем внешний долг только в 2015 году вырос в три раза (+2,9 трлн тенге). Такой рост объясняется новыми займами — $4 млрд в 2015 году, а также девальвацией, когда тенговое выражение валютных займов значительно выросло. В 2016 году Казахстан взял еще $1 млрд у Всемирного Банка. В итоге,
на 1 октября 2016 года внешний долг правительства вырос до 4,6 трлн тенге (≈ $13,9 млрд)
«Долг квазигоскомпаний (исходя из финансовой отчетности трёх крупнейших госхолдингов на 30 июня 2016 года) составляет порядка $20 млрд. Таким образом,
расширенный государственный долг Казахстана, статистика которого ведется Нацбанком, составляет сегодня порядка $36,4 млрд
Это внешний долг правительства, Нацбанка, внешний долг квазигоскомпаний и межфирменная задолженность», — отмечает Рахим Ошакбаев.
Для оценки размера долга используют обычно показатель внешнего долга к ВВП. Согласно «Прогнозу социально-экономического развития на 2017-2021 гг.», размер ВВП на 2016 год оценивается в 44,4 трлн тенге, или $123,2 млрд (по курсу 360 тенге за 1$). В этом случае показатель госдолга у нас будет примерно 11,2% ВВП (13,9/123,2*100%). Но
если считать по методике МВФ (расширенное понимание внешнего долга), то показатель госдолга составит 29,5% ВВП (36,4/123,2*100%)
Сторонники наращивания госдолга и дефицита бюджета часто приводят аргументы, что во многих развитых странах уровень внешнего долга по отношению к ВВП гораздо выше, чем в Казахстане. И что наш текущий уровень долгов является относительно безопасным.
К примеру,
по данным Всемирного банка, в США внешний государственный долг (долг правительства) составляет 35,8% ВВП, а в Великобритании – 31,4% ВВП
Однако у нас совершенно разный уровень развития и структуры экономики. Принимая во внимание очень высокую зависимость доходов нашей страны от цен на нефть, можно сказать, что эти примеры не являются для нас здоровыми ориентирами.
Важнее, как нам кажется, другой вопрос. Сможем ли мы обслуживать эти долги без ущерба для других важных расходов бюджета?
Если мы посмотрим на то, как бюджет справляется с обслуживанием долговой нагрузки, то увидим, что за последние пять лет расходы на обслуживание долга в тенге возросли в 4 раза и уже составляют свыше 6,4% расходов бюджета.
Например,
в 2016 году планируется потратить на выплаты 551 млрд тенге — это уже больше чем расходы республиканского бюджета на образование (531 млрд тенге)
Какие выводы можно сделать? В целом, уровень задолженности Казахстана не является критическим — мы можем обслуживать свои долги. Но складывающаяся ситуация в экономике с низкими темпами роста не позволяет дальнейшее безопасное наращивание госдолга для поддержания текущего уровня госрасходов.
Поэтому госрасходы нужно срочно оптимизировать, — полагает экономист.
Сокращая неэффективные статьи, нужно перераспределить деньги на другие, более необходимые статьи расходов
Например, на увеличение финансирования образования, повысив зарплаты учителям до среднего уровня в стране.
«Безусловно, много что можно сделать для повышения эффективности управления госдолгом, — полагает Рахим Ошакбаев и ссылается на экономиста Меруерт Махмутову, которая предлагает четыре действенных способа управления государственным долгом:
Жить по старым правилам — значит погибнуть — эксперты