Современный госслужащий должен уметь управлять людьми, планировать бюджет, хорошо ориентироваться в цифровой реальности, считают специалисты.
2 ноября в Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции состоялся брифинг с участием спикеров — ректора Академии государственного управления при Президенте РК Фатимы Жакыповой и директора Института дополнительного образования госслужащих Гулимжан Сулейменовой. Спикеры рассказали о существенных изменениях в подходах к обучению государственных служащих, в том числе и в программах обучения государственных служащих, связанных со смещением акцентов на изучение практико-ориентированных дисциплин и использование кейсов.
Новые модели обучения будут способствовать выстраиванию таких важных принципов на госслужбе как меритократия, результативность, транспарентность и подотчетность обществу.
«К сожалению, надо признать, что прежняя модель обучения госслужащих в недостаточной степени удовлетворяла потребности ее участников и не успевала реагировать на происходящие преобразования в обществе. Обучение носило скорее фрагментарный характер. Сегодня госслужащие должны обладать основами стратегического и бюджетного планирования и менеджмента, управления человеческими ресурсами, языковыми и IT компетенциями», —
цитирует Фатиму Жакыпову пресс-служба Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Новые программы обучения в Академии принципиально отличаются переходом от теоретических знаний к практическим навыкам. Проводится работа по повышению профессионализма преподавателей для перехода к проактивному преподаванию.
Изменены требования к контингенту обучающихся. В текущем году был увеличен требуемый уровень среднего балла по диплому предыдущего образования и сумма баллов по вступительным экзаменам. Пересматриваются Правила приема в магистратуру и докторантуру, в том числе с внедрением дистанционного приема документов посредством электронного правительства.
Особое внимание планируется уделить написанию эссе, решению кейсов и проведению интервью с кандидатами на обучение. Это поможет выявить индивидуальные способности кандидатов на обучение и рассмотреть их возможный вклад после обучения в развитие, как направляемой организации, так и госслужбы в целом.
Внедряется механизм прозрачного конкурсного отбора при приеме на работу в Академию. Объявления о конкурсе и о наличии вакансий размещаются не только в традиционных СМИ, но и на интернет-ресурсах рекрутинговых компаний и в социальных сетях. К конкурсному отбору панируется привлечение внешних казахстанских и зарубежных экспертов. С учетом значимости качественного состава профессорско-преподавательского состава Академии будут использоваться новые подходы по оценке кандидатов. К примеру, будут учитываться оценка будущего потенциала, успешность на предыдущих местах работы, рекомендательные письма и др.
Пересмотрены подходы к переподготовке и повышению квалификации госслужащих.
В настоящее время значительная часть госслужащих проходят повышение квалификации и переподготовку в региональных центрах обучения, функционирующих при аппаратах акимов областей.
Предусмотрены изменения формата преподавания на курсах переподготовки и повышения квалификации и мониторинг последующего применения госслужащими полученных ими знаний на практике.
На курсах переподготовки и повышения квалификации госслужащих будут включены вопросы:
— управления изменениями: лидерство и интеграция;
— стратегического управления человеческими ресурсами;
— прикладные аспекты управления;
— деловые коммуникации и этика госслужащих и т.д.
Начата работа по формированию прикладных исследований по приоритетным направлениям развития госуправления и госслужбы. Наращивается потенциал международного партнерства, предполагающий отход от формального партнерства к реальному институциональному партнерству с определенным кругом ведущих мировых центров обучения.
Нововведения в системе обучения государственных служащих соответствуют логике реализации первой институциональной реформы «Формирование профессионального государственного аппарата», способствуя повышению степени мотивации госслужащих и их профессионального развития.