Континентальная часть Пути не так важна, как морская, убежден немецкий эксперт.
Эксперт по транспорту Томас Пульс в интервью Deutsche Welle рассказал о целях проекта «Один пояс — один путь» и той роли, которая отводится в нем России, Казахстану и другим государствам Центральной Азии. Его точка зрения ценна тем, что серьезно отличается от широко разрекламированного в странах СНГ видения этой китайской инициативы.
Deutsche Welle: Довольно широко распространена точка зрения, согласно которой новый Шелковый путь — это инфраструктурный мегапроект, основная цель которого — проложить из Китая в Европу сухопутный железнодорожный коридор через Казахстан, Россию и Беларусь. Это так?
Томас Пульс: Целей у этой инициативы много, но главная, конечная — не столько коридор для доставки по суше китайских товаров в Европу, сколько создание интегрированного евразийского экономического пространства, центром которого, в том числе и политическим, будет Китай. Идея состоит в том, чтобы в транспортной сфере, а следовательно, экономически теснее привязать к Китаю те государства, которые расположены вдоль этого коридора. Например, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан.
— Но ведь в качестве центра евразийского пространства позиционируется сейчас Россия! Для этого она, в частности, создала Евразийский экономический союз, в который входит и Казахстан.
— Китайцы издавна, на протяжении тысячелетий, считали свою страну центром мира, Срединным царством. Именно такое восприятие действительности лежит и в основе инициативы «Один пояс — один путь». Китай явно претендует на лидерство в Евразии.
— Какую же роль он отводит в этом проекте России?
— В весьма отдаленном будущем проект позволит даже обойти Россию стороной
Речь ведь идет о создании транспортной магистрали до Европы через центрально-азиатские страны, Иран и Турцию. Классический Шелковый путь тоже проходил южнее Каспийского моря.
— Так что железнодорожный маршрут Китай-Россия-Европа — это вовсе не сердцевина проекта?
— Вообще сухопутный маршрут — это скорее приятный побочный эффект проекта, позволяющий ускорить доставку определенного ассортимента продукции. Однако
подавляющую часть своих товаров Китай и в будущем будет поставлять в Европу по морю
Для того чтобы заменить одно-единственное современное судно-контейнеровоз, могут понадобиться до 300 железнодорожных составов. Ни одна трасса подобную пропускную способность не обеспечит! Поэтому крайне важной составной частью инициативы является развитие морского Шелкового пути. Планируются, в частности, инвестиции в порт Ламу в Кении, а также превращение конечной точки, греческого порта Пирей, купленного недавно китайской госкомпанией COSCO, в логистический хаб для поставок в Европу и Северную Африку.
— Для чего же тогда сухопутный Шелковый путь?
— Как я уже говорил, для расширения сотрудничества с не очень большими соседними странами, для освоения новых рынков сбыта и увеличения политического влияния в регионе. Китай пока крайне мало торгует со своим непосредственным окружением. У него в соседях 14 государств, включая такие большие как Индия и Россия. Но идет туда в общей сложности лишь 9 процентов китайского экспорта. Для сравнения: у Германии на соседей приходятся почти 37 процентов всех экспортных поставок. Концепция «одного пояса» предполагает создание в странах, через которые пройдут транспортные магистрали, промышленных зон. Там будут инвестировать и строить китайские фирмы. С одной стороны, это поможет загрузить китайскую строительную отрасль, сильно страдающую в последнее время от избыточных мощностей. С другой стороны,
активизация товарообмена с центрально-азиатскими и другими странами региона призвана дать мощный импульс развитию северо-запада Китая
— Это одна из целей нового Шелкового пути?
— Конечно! До сих пор китайское экономическое чудо происходило главным образом на востоке страны, на побережье. В отстающих оказались внутренние и особенно северо-западные провинции. А ведь там проживают не менее 400 миллионов человек. Многие из них в поисках заработка уезжают оттуда в прибрежные города, что обостряет экономические и социальные проблемы в стране.
— Итак, странам Центральной Азии новый Шелковый путь сулит китайские инвестиции и товары, а также рост политического влияния Китая. А чем он обернется для России?
— Трудно сказать. Планы громадные, но все зависит от того, что именно в конце концов удастся реализовать. Пока конкретные договоренности достигнуты по проектам магистралей к Индийскому океану из Западного Китая через Пакистан и из Южного Китая через Мьянму.
— Но это все в южном направлении. А в западном, в сторону Центральной Азии?
— Тут крупные проекты пока еще на подходе.