Частное предприятие при содействии минэнерго собирает деньги. Но непонятно за что.
Предприниматели весьма категорично высказались против идеи с обложением всех отечественных производителей и импортеров утилизационным сбором. Как утверждает бизнес, их смущает не сама необходимость платить за переработку упаковки, а непрозрачность сбора платежей и бизнес-процессов.
В мае 2013 года президент подписал Указ «О концепции по переходу к «зеленой экономике». Одним из результатов плана реализации этой Концепции стали принятые в ноябре 2015 года изменения в Экологический кодекс, в соответствии с которыми внедряется принцип расширенных обязательств производителей/импортеров (РОП). Принцип РОП реализуется одним из следующих способов:
В январе 2016 года было создано специальное предприятие — ТОО «Оператор РОП», отвечающее за утильсбор.
Закон наделил компанию полномочиями монополиста с правом взимать плату с казахстанских производителей
и импортеров (около 1500 товарных групп) за организацию сбора, транспортировку, переработку, обезвреживание, использование и утилизацию отходов. При этом, как утверждают предприниматели, деятельность компании остается абсолютно непрозрачной и неподконтрольной, без отчета о целевом использовании собранных денежных средств.
В общем, работа этого странного ТОО с протекцией минэнерго вызывает массу вопросов у предпринимателей, чей кошелек явно похудеет.
— Спустя год после создания ТОО «Оператор РОП», мы не только не получили ответы на все заданные вопросы, но и столкнулись с новыми, — говорит исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков РК Алия Мамытбаева. — Куда и на что были потрачены собранные средства? Были ли построены заводы по переработке сырья? Запущены ли дополнительные сортировочные мощности? Оптимизирована ли система сбора отходов? Ответов, как вы понимаете, нет…
У «Оператор РОП» имеются практически неограниченные полномочия и нулевая ответственность,
а производителям предлагается взять на себя неподъемную ответственность при отсутствии малейших полномочий. Естественно, что данная модель РОП неэффективна, а значит неприемлема. И самое главное — никак не решает текущих актуальных проблем.
А между тем, согласно детальному исследованию Center for business partnership, объем собранных отходов в Казахстане по итогам 2015 года — 3 235 тыс. тонн. Из них на отходы домашних хозяйств и отходы производства, приравненные к бытовым, приходится 86%. Все собранные отходы в полном объеме вывезены, при этом на полигоны попадает более 97%.
Опираясь на формулу и цифры, предприниматели посчитали, что «Оператор РОП» будет собирать примерно 21,5 млрд тенге в год. В минэнерго согласились — получается многовато, и снизили коэффициент более чем в пять раз — с 4 до 0,75 тенге.
Эту «радостную» новость сообщили предпринимателям на прошлой неделе, а также уведомили, что уплата нового сбора на утилизацию всей произведенной и импортированной продукции начнется с 2018 года.
— Сегодня цены идут вниз, завтра оператор может их поднять, — говорит Чингиз Каскеев, директор по корпоративным отношениям связям с правительством «Эфес Казахстан». — Непрозрачность работы вызывает у нас естественное опасение, что деньги будут тратиться не туда, куда они предназначены. Мы предлагали создать наблюдательный совет при этом товариществе, что сняло бы много вопросов, но пока наша инициатива не одобрена. Планируемые неналоговые «мусорные» сборы безусловно являются дополнительной нагрузкой на предприятия, у которых и без того тяжелое финансовое положение из-за кризиса.
Кроме того, как подчеркивают предприниматели, принципиально важно, чтобы действующим законодательством и системой управления отходами были установлены права собственности на отходы. Как пояснили бизнесмены, обсуждая «мусорную тему» с журналистами, если производитель самостоятельно собирает, вывозит, сортирует и перерабатывает отходы, то автоматически он является собственником вторичного сырья и следовательно может получить прибыль от его реализации. Но этот аспект никак не закреплен законодательно, равно как и то, что если за сбор и переработку отходов производитель будет платить ТОО «Оператор РОП», то собственником отходов становится данная компания.
— Если же говорить о том, что каждый производитель будет разрабатывать собственную систему сбора, переработки и утилизации отходов, то сразу же бросается в глаза обратная модель реализации — производитель загоняется в четкие рамки целевыми показателями (30% от квартального объема выпускаемой продукции должно быть собрано и переработано). К тому же существует ряд жестких требований к организации инфраструктуры и местам переработки отходов (переработка должна осуществляться только в пределах Казахстана). В то же время производителям не предоставляется абсолютно никаких полномочий, — говорит Алия Мамытбаева.